28 Марта 2014

Государственная компания «Автодор» провела круглый стол, посвященный скоростным автомобильным дорогам

Государственная компания «Автодор» провела круглый стол на тему: «Скоростные платные автомобильные дороги: международный опыт и российская практика».

Целью данного мероприятия стало формирование экспертного сообщества в области строительства и эксплуатации скоростных автодорог в России, а также создание эффективного механизма обмена мнениями по актуальным вопросам данной тематики. В рамках круглого стола обсуждали основные проблемы развития платных скоростных автомагистралей в условиях России и способы их решения. Участие в мероприятии приняли руководители ведущих операторских, инвестиционных, юридических, консалтинговых компаний, представители научного сообщества и журналисты.

Поставив в начале своего выступления вопрос: «все ли скоростные дороги должны быть платными?», заместитель начальника управления операторской деятельности Государственной компании "Автодор" Владимир Потапов задал тон всем выступающим.

В своем докладе он озвучил основные тезисы о том, что плата – это наиболее прозрачный и эффективный инструмент финансирования строительства и эксплуатации автомобильных дорог, работающий по принципу «кто пользуется – тот и платит». Плата за проезд позволяет окупать дорогу. Существующие платные участки уже эксплуатируются за счет средств, полученных от использования, это позволяет снять нагрузку с федерального бюджета. Платные дороги создают новые рабочие места, рядом с платными участками начинают появляться крупные логистические центры, которые становятся ее постоянными пользователями.

«Должны ли скоростные дороги быть платными? Необязательно, но платность оказывает позитивный эффект для пользователей, для будущих поколений и для экономики страны. Плата за проезд – это данность, она должна рассматриваться как механизм строительства и эксплуатации автомобильных дорог», - отметил спикер.

Ольга Ревзина, партнер юридической компании Herbert Smith, рассказала, что ни одно государство в мире не может обеспечить 100% финансирование инфраструктуры, поэтому общепринятая практика заключается в развитии схем государственно-частного партнерства и привлечение через них внебюджетные средства. Она отметила, что Государственная компания «Автодор» является первопроходцем структурирования в России схем концессионных и инвестиционных соглашений. «Какой бы механизм ни был принят для привлечения инвестиций в реализацию инфраструктурных проектов, необходимо понимать, что должны быть экономические схемы по окупаемости проекта». Вниманию участников были представлены возможные схемы окупаемости, их плюсы и минусы. «Почему платность единственно возможный вариант на сегодняшний день? Платность влияет на интерес распределения рисков между государством и инвестором».

Участники дискуссии обсудили такую важную тему, как методика  тарифообразования на платных дорогах.

В частности, Алайн Блок, представитель компании «Setec», выступил с докладом, посвященным изучению базовых принципов тарифообразования на платных дорогах, таких как оценка ценности времени, безопасности и комфорта. Ссылаясь на мировые показатели, спикер продемонстрировал, что тарифы за проезд в России ниже, чем в большинстве стран мира.

Продолжая тему тарифообразования, Екатерина Решетова, старший научный сотрудник, к. э. н. Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ. представила вниманию участников анализ показателя стоимости времени при определении платы за проезд по автодорогам в мегаполисах. «В современных условиях бесплатное предоставление пользования автодорогой становится причиной такой загруженности дорог. Платная дорога для тех, кто ценит свое время, безопасность и комфорт», - добавила Екатерина

О тарифах, действующих на дорогах «Автодора», участникам рассказал начальник отдела тарифной политики, финансового и маркетингового сопровождения операторской деятельности Государственной компании Константин Макиев. Он отметил, что в 2011 году Правительством был установлен тариф для проезда легковых автомобилей по платным участкам, который равен рубль за километр с поправкой на инфляцию. «Собранные средства расходуются на эксплуатацию и содержание платных и альтернативных бесплатных участков дорог», - пояснил выступающий. Он добавил, что на автодорогах, построенных в рамках концессионных соглашений, концессионер вправе сам устанавливать стоимость проезда.

  Платные дороги должны быть скоростными и безопасными, для этого они должны быть «умными». Что такое «умные дороги», и как они функционируют в России, рассказал начальник управления информационных технологий и интеллектуальных транспортных систем Государственной компании «Автодор» Дмитрий Смирнов. Элементы «умной дороги» должны обеспечивать контроль транспортных потоков, способствовать увеличению скорости, сокращению ДТП, повышению информированности пользователей и минимизации выброса вредных веществ. Основными подсистемами интеллектуальных транспортных систем (ИТС) являются метеостанции, управление транспортными потоками (табло переменной информации), системы экстренной помощи и многое другое.

В своем выступлении Дмитрий Смирнов отметил, что в ближайшее время «Автодор» должен разработать стандарты ИТС и методики для унификации требований ко всем ее элементам, которые будут применяться на дорогах Государственной компании.

Продолжил тему безопасности Дмитрий Поснов, представитель ОССП компании-оператора, инвестирующей в разработку и внедрение ИТС на второй секции (км 225 – км 633) трассы М-4 «Дон».

Участники затронули также вопросы соблюдения экологических норм при строительстве и эксплуатации скоростных автомобильных дорог. Эстрад Пьер-Ив, генеральный директор Северо-Западной концессионной компании на примере головного участка новой скоростной трассы М-11 «Москва – Санкт-Петербург» показал специально разработанные инженерные решения и рассказал о проблемах, с которыми компания сталкивалась при реализации проекта.

Эксперт Всемирного банка по вопросам транспортной экологии Юрий Трофименко выступил с докладом о независимой экологической экспертизе, которую начиная с 2011 года, проходят в рамках работы Комитета по общественному экологическому контролю проекты Государственной компании «Автодор». Юрий Трофименко отметил, что Государственная компания принимает во внимание рекомендации экологов и разрабатывает, может быть, более дорогостоящие, но социально важные проектные решения.

Государственная компания продолжит практику проведения круглых столов с приглашением ведущих специалистов отрасли, журналистов и представителей общественности. Мы верим, что не все скоростные дороги должны быть платными, но, исходя из международного опыта – это единственный путь развития регионов и страны в целом. «Автодор» стремится сделать максимально открытым процесс создания современной и удобной инфраструктуры России.