7 Декабря 2013

"Автодор" и Минтранс России провели круглый стол на тему: «Инвестиции в дорожной отрасли»

Государственная компания «Автодор» совместно с Министерством транспорта России провела 6 декабря в рамках VII Международного форума «Транспорт России» круглый стол на тему: «Инвестиции в дорожной отрасли».

Мероприятие проходило в формате панельной дискуссии, модератором которой выступил заместитель Председателя правления по инвестиционной̆ политике и корпоративному развитию Государственной компании «Автодор» Александр Носов. Открывая мероприятие, он отметил, что инвестиции стали основным лейтмотивом Транспортной недели-2013, и, что отрадно – именно автодорожная отрасль является лидером реализации проектов государственно-частного партнерства в нашей стране.

Заместитель Министра транспорта Российской Федерации Олег Белозеров в своем выступлении сделал акцент на значительном потенциале российской дорожной отрасли. «Мы уже имеем один реализованный ГЧП-проект - новую скоростную дорогу в обход Одинцова», - отметил замминистра. По его словам, в России созданы механизмы предоставления гарантий инвесторам для их участия в долгосрочных проектах по строительству и эксплуатации автомобильных дорог, а развитие федеральной автодорожной инфраструктуры по-прежнему остается приоритетным для государства.

Председатель правления «Автодора» Сергей Кельбах в своем выступлении обозначил перспективы развития рынка частных инвестиций в дорожной отрасли. Он напомнил собравшимся, что стратегической целью Государственной компании является создание к 2030 году опорной сети скоростных автодорог протяженностью 12 тысяч километров. Исходя из программы деятельности Государственной компании «Автодор», перспективная емкость рынка строительно-монтажных работ оценивается около 130 млрд руб. в год, а в следующие пять лет объемы аналогичных капвложений удвоятся, сообщил глава Государственной компании.

Он также отметил ряд ключевых задач по формированию рынка ГЧП в России. К ним, в частности, относятся снижение удельной стоимости затрат, максимальная проработка механизмов управления рисками в таких проектах, формирование новых механизмов привлечения долгосрочных финансовых ресурсов, в том числе - средств пенсионных фондов и страховых компаний, а также ряд других системных мер, внедрять которые необходимо совместными усилиями государства и профессионального сообщества.

В этой связи важным является создание национальной ассоциации инвесторов и операторов дорожной отрасли, учредительное заседание которой прошло накануне, в рамках Транспортной недели. «В ближайшее время мы приступим к организационным процедурам по созданию ассоциации», - заявил Сергей Кельбах.

Он также сообщил, что стратегия перехода к контрактам жизненного цикла, дает результаты: «Это видно по числу участников, которые приходят к нам на конкурсы».

Одной из важнейших задач глава «Автодора» также назвал формирование инструментов страхования концессионных соглашений.

Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт, выступая в рамках круглого стола, в свою очередь, напомнил собравшимся о двух проектах ГЧП, которые реализует ФДА -- строительстве мостового перехода через реку Лена и создании системы взимания платы с грузовиков с массой свыше 12 тонн.

Своими взглядами на актуальное состояние инвестиций в дорожную отрасль в рамках круглого стола поделились представители инвестиционного сообщества, а также региональных органов государственного управления, строительных компаний и кредитных организаций.

Старший вице-президент Банка ВТБ Юрий Молчанов, управляющий директор Сбербанка России Сергей Косарев и генеральный директор компании «Автобан» Алексей Андреев в своих выступлениях проанализировали роль банков и строительных компаний в реализации ГЧП-проектов.

Директор российских проектов VINCI Concessions Кристиан Эртебис поделился с присутствующими опытом реализации первого в России федерального концессионного проекта с участием иностранного инвестора и ответил на вопрос: «Почему VINCI стремится работать на российском рынке?».

Постоянный заместитель посла Федеративной Республики Германия в России Георг Биргелен осветил вопросы инвестиционной политики и приоритетов правительства в развитии транспортной инфраструктуры своей страны, а также различные аспекты российско-германского сотрудничества.

Руководитель сектора устойчивого развития Всемирного банка Хуан Навас-Сабатер представил глобальный взгляд на развитие института ГЧП в России, а Министр транспорта Республики Татарстан Ленар Сафин и Министр транспорта Республики Удмуртия Олег Гарин рассказали об опыте и проблемах реализации региональных ГЧП проектов. Основные нормативные акты в сфере государственно-частного партнерства и вопросы их правоприменения стали предметом доклада партнера компании Vegas Lex Альберта Еганяна.