Создание платных автомобильных дорог в России было инициировано Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельциным от 27 июня 1998 года № 728 «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации».
На основании этого указа Федеральным дорожным агентством был разработан Перечень действующих, находящихся в стадии строительства (реконструкции) и перспективных автомобильных дорог, мостов и путепроводов, эксплуатацию которых предполагается осуществлять на платной основе. В этот перечень вошел и ряд участков автомобильной дороги М-4 «Дон».
Решение о возможности, основаниях и условиях для эксплуатации автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) на платной основе регламентируется Федеральным законом № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с частью 2 статьи 36 данного Федерального закона № 257-ФЗ решение об использовании автомобильной дороги федерального значения или участка такой автомобильной дороги на платной основе принимается Правительством Российской Федерации. Частью 3 этой статьи 36 установлено, что решение должно быть принято после утверждения проектной документации платной автомобильной дороги или автомобильной дороги, содержащей платные участки.
Также Федеральным законом № 257-ФЗ определено, что решение об использовании автомобильной дороги общего пользования федерального значения или участка такой автомобильной дороги на платной основе в течение тридцати дней со дня принятия указанного решения должно быть опубликовано в порядке, предусмотренном соответственно для опубликования нормативных правовых актов Российской Федерации, а также размещено соответственно на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В соответствии со статьей 37 данное решение может быть принято только при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования, протяженность которого не должна превышать более чем в три раза протяженность платной автомобильной дороги или используемого на платной основе участка автомобильной дороги.
Для действующих платных участков автомобильной дороги М-4 «Дон» все указанные условия соблюдены. Протяженность альтернативных объездов участков сопоставима с протяженностью платных участков.
Данный порядок не только не ущемляет права граждан, но, напротив, позволяет расширять дорожную сеть для автомобильного транспорта за счет реконструкции имеющихся или строительства новых дорог повышенного качества при сохранении бесплатного проезда с учетом установленных Федеральным законом № 257-ФЗ ограничений.
Государственная компания «Российские автомобильные дороги» осуществляет деятельность по сбору платы в на основании Федерального закона от 17 июля 2009 года № 145-ФЗ, пункта 6 Правил оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2010 г. № 18, Программы деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010 – 2020 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 2146 р.
Федеральная автомобильная дорога М-4 «Дон» была передана в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги» по распоряжению Правительства от 30 декабря 2009 г. № 2133-р.
Заблаговременно, до начала платного участка дороги, установлены соответствующие табло, информирующие о подъезде к платной дороге, а также указатели и схема объезда платного участка по альтернативной дороге. Пользователь может заранее сделать выбор – пользоваться услугами платной дороги или проехать альтернативным путем следования.
Если пользователь уже въехал на полосу оплаты - необходимо сообщить кассиру-контроллеру пункта взимания платы об отсутствии возможности оплаты проезда и следовать его указаниям.
Для расчета размера платы за проезд по платным участкам автомобильных дорог используются нормы, прописанные в Программе деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010 - 2020 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2011 г. № 1989-р. Программой предусматривается, что при расчете уровня платы за проезд по дорогам Государственной компании выбран вариант тарифной политики, учитывающий необходимость адаптационного периода для привыкания пользователей к взиманию платы за проезд по платным автомобильным дорогам и предусматривающий установление в начальный период реализации Программы (2010 - 2011 годы) тарифных ставок в размере 1 руб. за километр для автотранспортных средств 1 категории на реконструированных автомобильных дорогах Государственной компании и 1,5 руб. за километр для автотранспортных средств 1 категории на построенных Государственной компанией автомобильных дорогах.
Определение категории транспортного средства зависит от двух параметров: высоты транспортного средства, включая габарит перевозимого груза и количества осей транспортного средства. При этом аксессуары и багаж, закрепленные на крышах транспортных средств первой и второй категорий, в расчет габаритной высоты не включаются.
Указанные выше параметры определяются специальными электронными датчиками, установленными на полосе сбора платы. В рамках эксплуатации системы взимания платы верификация точности установки датчиков и приборов замера параметров транспортного средства происходит на регулярной основе и вероятность ошибки практически сведена к нулю.
При проезде транспортного средства эти параметры в автоматическом режиме обрабатываются программно-техническим комплексом системы взимания платы, который и определяет стоимость проезда. В случае несогласия с категорией транспортного средства, определенной на полосе сбора платы, пользователь вправе требовать измерения габаритов своего транспортного средства традиционными измерительными инструментами (линейкой, рулеткой и т.п.).
Классификация транспортных средств по категориям для взимания платы за проезд на автомобильных дорогах Государственной компании «Российские автомобильные дороги» определена Приказом от 14 сентября 2012 г. №205 и дополнена Приказом от 08 августа 2013 г. №161. С 1 января 2017 года классификация транспортных средств была изменена
На габариты автомобиля могут влиять такие факторы, как загруженность автомобиля, количество топлива в баке, уровень давления в шинах. Нередки случаи, когда при подъезде к датчикам в результате торможения и соответствующей работы подвески задняя часть автомобиля поднимается, и максимальная высота фиксируется именно в таком положении.
Во избежание некорректной классификации рекомендуем Вам при подъезде к пункту взимания платы избегать резких торможений и ускорений.
Особенностью организации оплаты проезда на данном платном участке автомобильной дороги является то, что участок с двух сторон ограничен пунктами взимания платы и пользователи, въезжающие на платный участок, оплату производят на въездном пункте взимания платы, а при выезде с платного участка (на выездном пункте взимания платы) предъявляют чек об оплате проезда. При этом дополнительная оплата не производится. Именно поэтому в каждом чеке, выданном на въездном пункте взимания платы, имеется надпись «Сохраняйте чек! Чек на выезд действителен в течение 12 часов». Это значит, что водитель, оплативший проезд, может находиться на платной дороге в течение 12 часов (отдыхать, производить ремонт и т.п.), при этом на выезде с платного участка у него не потребуют оплаты проезда.
Пользователи, въезжающие на платный участок между пунктами взимания платы, оплату проезда осуществляют на выездном пункте взимания платы.
Если водитель выехал за пределы платного участка, то, повторно въезжая на него, он снова оплачивает проезд.
На всех остальных платных участках пункты взимания платы расположены в одном месте – либо при въезде, либо при выезде с платного участка.
Проблемы образования транспортных заторов на автодорогах г. Москвы и ближнего Подмосковья, а также в районах тяготения крупных городов (районных центров, промышленных зон, столиц административных зон) являются наиболее острыми и имеют приоритетный характер. Именно поэтому Государственная компания уже более двух лет ведет планомерную работу по реконструкции и строительству автомобильной дороги М-4 «Дон». В рамках проводимых работ на участке км 48 - км 71 в Московской области было построено две новых полосы движения, их количество увеличилось с четырех до шести. Руководствуясь опытом эксплуатации платного участка в Московской области (км 48 - км 71) было принято решении о ликвидации пункта взимания платы (далее - ПВП) на км 51 и увеличении количества пропускных шлюзов на ПВП км 71 с 18 до 29 штук. Аналогичные меры запланированы на участках в обход городов Богородицк, Ефремов, Задонск и в обход села Хлевное. Это позволит минимизировать время ожидания оплаты в дни пиковой нагрузки (выходные и праздничные дни, начало и окончание дачного сезона).
Основной мерой повышения пропускной способности, применяемой Государственной компанией на переданных ей в доверительное управление дорогах, является повсеместное распространение электронных средств оплаты проезда. Они обеспечивают проезд транспортного средства через пункт взимания платы с наименьшими временными затратами (безостановочно - при использовании транспондера), экономя время пользователей платного участка и повышая комфорт движения - с одной стороны, и уменьшая вероятность образования затруднений перед ПВП в пиковые часы нагрузки - с другой.
В случае, если Вы являетесь постоянным пользователем наших дорог, рекомендуем приобрести транспондер или бесконтактную смарт-карту (БСК) для экономии собственного времени.
В соответствии с частью 2 статьи 41 Федерального закона от 08.11.2007 №257 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственник платной автомобильной дороги вправе принять решение о предоставлении права льготного проезда по платной автомобильной дороге отдельным категориям пользователей платной автомобильной дорогой, а также отдельным категориям транспортных средств.
Исходя из вышеизложенного, правовая возможность установления льгот при оплате проезда по платной автомобильной дороге Государственной компании будет реализована только в случае наделения Правительством Российской Федерации Государственной компании правом самостоятельно устанавливать дополнительные категории пользователей платной автомобильной дороги, которым предоставляется право льготного проезда или проезда без взимания платы по платной автомобильной дороге.
Платные участки федеральной автомобильной дороги находятся в собственности Российской Федерации. В настоящее время право льготного проезда лицам на платных участках автомобильных дорог, нормативными документами Российской Федерации не предусмотрено.
Государственная компания «Российские автомобильные дороги» совместно с Министерством транспорта Российской Федерации подготовили соответствующие предложения и направили их в Правительство Российской Федерации. В случае принятия соответствующего решения информация будет размещена на официальном сайте Государственной компании.
При оплате наличными денежными средствами транспортное средство въезжает в зону оплаты на разрешающий сигнал светофора (реверсивный светофор над полосой) и останавливается напротив окна кассира-контролера.
Система определяет категорию транспортного средства и информирует водителя о стоимости проезда на информационном табло, расположенном на полосе (сверху).
Водитель оплачивает проезд наличными денежными средствами, получает сдачу (если необходимо) и чек.
Движение можно продолжать после подъема шлагбаума и включения разрешающего сигнала светофора (светофор расположен слева от выездного шлагбаума).
При проезде через ПВП транспондер связывается с учетной системой платного участка, которая автоматически списывает плату за проезд с лицевого счета Пользователя в соответствии с классом транспортного средства и установленным для него тарифом (с учетом времени суток).
Пользователь при проезде через полосу оплаты должен снизить скорость до 30 км/ч (при необходимости, вплоть до остановки), и, убедившись в полном открытии шлагбаума, продолжить движение.
Оплата по транспондеру возможна на всех полосах Пунктов взимания платы.
Также предусмотрены специальные выделенные полосы, обозначенные зеленой разметкой и соответствующими знаками T-Pass, предназначенные для движения транспортных средств, оборудованных транспондером.
Для совершения оплаты никаких действий со стороны водителя или кассира не требуется.
Остаток денежных средств на лицевом счете транспондера или бесконтактной смарт-карты можно узнать одним из следующих способов:
- в Центрах продаж и обслуживания, расположенных на автомобильных дорогах М-4 "Дон" и М-11 «Москва-Санкт-Петербург»;
- по телефону контактного центра 8 (800) 707-23 -23;
- в Личном кабинете сайта www.avtodor-tr.ru и мобильного приложения Государственной компании «Автодор»
- с помощью короткого запроса по номеру: *390# https://avtodor-tr.ru/ru/mobile/
В ближайшем будущем баланс можно будет узнать:
- в автоматическом режиме при обращении в контактный центр (без оператора)
- в сервисе «Сбербанк.Онлайн»
Сейчас транспондеры всех четырех эмитентов действуют на всех платных участках автомобильных дорог. Список платных участков автомобильных дорог, входящих в систему межоператорского взаимодействия:
Автомобильная дорога М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска.
Автомобильная дорога М-11 «Москва – Санкт-Петербург».
Автомобильная дорога М-3 «Украина» км 124 - км 194.
Автомобильная магистраль «Западный скоростной диаметр» г. Санкт-Петербург (ЗСД).
Новый выход на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» («Северный обход Одинцово»).
На всем протяжении платных участков установлены пункты подачи экстренной связи SOS для водителей.
Кроме того, Государственная компания «Автодор» создала службу аварийных комиссаров, которая действует на всех платных участках автомобильной дороги М-4 «Дон». Цель создания новой службы - повышение безопасности движения и комфорта автомобилистов. Аварийные комиссары помогают автомобилистам при возникновении различных экстренных ситуаций. Так, при ДТП новая служба огораживает место аварии, сообщает о происшедшем в экстренные службы, а также операторам центра управления движением, которые затем размещают предупреждение для водителей на табло переменной информации. Кроме того, аварийные комиссары могут оказать первую доврачебную помощь пострадавшим. Аварийные комиссары также призваны принимать меры при других нештатных происшествиях на дороге – в случае остановки автомобилей в запрещенных для этого местах, нахождении на дороге посторонних лиц или животных, падении или розлива грузов. В зоне ответственности новой службы находится также ликвидация последствий ЧП природного и техногенного характера. Служба аварийных комиссаров располагает специально подготовленными автомобилями с проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета. Автомобили оборудованы средствами пожаротушения, комплектами средств для оказания первой медицинской помощи, навесной лебедкой, временными дорожными знаками, средствами фото- и видеофиксации. Также, аварийные комиссары выезжают на дорогу при остановке водителей на обочине для отдыха и сна (их просят переместиться на ближайшую площадку отдыха), мелком ремонте автомобилей (замена колеса и т.п.), при необходимости убрать посторонние предметы с проезжей части (например, лопнувшую автомобильную покрышку). Хотя иногда случаются вызовы по более необычным причинам. Так, у одного автомобилиста закончилось топливо, и аварийный комиссар доставили ему бензин в канистре.
Служба жалоб и предложений ООО «Автодор-Платные Дороги»:
8 (800) 707 23 23
ООО «Автодор-Платные Дороги»:
Москва, Страстной бул., д.9
Мировой опыт эксплуатации платных автомобильных дорог показывает, что освещение платных автомагистралей, как правило, происходит не на всем их протяжении. В основном освещаются опасные участки, развязки, перекрестки и участки с высокой интенсивностью движения. В случае, если дорога была бы освещена полностью, цена за проезд заметно разнилась в сторону удорожания.
В Российской Федерации согласно требованиям пункта 4.6.1 «ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» стационарное электрическое освещение предусматривается на дорогах I технической категории с расчетной интенсивностью движения 20 тыс. авт./сут. и более, на пересечениях дорог I и II категорий между собой в одном и разных уровнях, а также на всех соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м от начала переходно-скоростных полос.
Платные участки автомобильной дорогой М-4 «Дон» являются участками с открытой системой взимания платы. Согласно распоряжения Министерства транспорта РФ №ОС-728 от 13.08.2003г., открытая система взимания платы за проезд – способ оплаты, при котором плата взимается при проезде через единственный пункт взимания платы (далее ПВП), расположенный на въезде, выезде или на протяжении платной дороги, участка дороги или дорожного объекта. При открытой системе размер платы не зависит от фактически пройденного расстояния, а въезд на платную дорогу (дорожный объект) с примыкающих дорог и выезд с платной дороги (дорожного объекта) на примыкающие дороги остается свободным.
Количество пользователей, использующих для оплаты проезда по платным участкам автомобильной дороги М-4 «Дон» электронные средства регистрации проезда (транспондеры и бесконтактные смарт-карты, далее - ЭСРП) составляет около 25% от общего количества пользователей (данные на октябрь 2016 года). Владельцам транспондеров гарантированно предоставляется возможность проезжать по выделенным полосам T-pass.
Пункты взимания платы ООО «Автодор-Платные Дороги», расположенные на 62 км, 71 км и 133 км автомобильной дороги М-4 «Дон», оборудованы выделенными полосами T-pass для оплаты проезда только с помощью транспондера. Полосы на данных участках работают в автоматическом режиме, и не предусматривают присутствия кассиров в кабине.
На платных участках автомобильной дороги М-4 «Дон» с 225 км по 260 км и с 287 км по 321 км в Тульской области, а также с 330 км по 414 км и с 414 км по 464 км в Липецкой области, 492 км по 517 км, 545 км по 620 км в Воронежской области автомобильной дороги М-4 «Дон», а также на участке 258-334 км скоростной автодороги М-11 «Москва-Санкт-Петербург» функции по взиманию платы содержанию, ремонту и эксплуатации на платной основе осуществляет ООО «ОССП».
Проезд по выделенным полосам T-pass в смешанном режиме (с возможностью принятия любой формы оплаты) с 01.07.2015 г. запрещен Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» независимо от загруженности дороги.
Если у Вас возникли проблемы при проезде через пункт взимания платы на платных участках автомобильной дороги М-4 «Дон» при использовании транспондера, то Вам необходимо обратиться к сотруднику пункта взимания платы за помощью.
Для правильного считывания информации с Транспондера необходимо снизить скорость автомобиля до 30 км/час при подъезде к ПВП. Также при использовании Транспондера и совершения успешной оплаты проезда следует:
- заранее убедиться, что баланс лицевого счета достаточен для оплаты тарифа (баланс можно проверить в Центрах продаж и обслуживания, в Личном кабинете на сайте www.avtodor-tr.ru или позвонить по телефону: 8 (800) 707-23-23);
- убедится, что транспондер установлен на ветровом стекле в соответствии с инструкцией по его эксплуатации;
- убедиться, что транспондер эксплуатировался правильно и не имел механических/химических или тепловых повреждений;
- убедится, что в автомобиле не используется атермальное ветровое стекло, которое не пропускает радиосигналы.
В случае возникновения повторных проблем при эксплуатации транспондера, необходимо обратиться в сервисный центр ООО «Автодор-Платные Дороги». Подробная информация размещена на сайте: http://avtodor-tr.ru/ru/service/