М-1 «Беларусь»: дорога славы и героического прошлого
Дорога М-1 «Беларусь» - старейшая в нашей стране. Она протянулась на несколько сотен километров от столицы нашей страны к её западной окраине. Дорога берет начало на пересечении Можайского шоссе и МКАД и доходит до государственной границы с Белоруссией, обходя древние русские города Можайск, Гагарин (ранее Гжатск), Вязьму, Дорогобуж, Ярцево и Смоленск.  
На месте старого Смоленского тракта
В пору царствования Ивана Грозного город Смоленск был пограничным городом. Его тогда называли «Ключ-городом», то есть ключом от государства российского. В это время гужевая дорога до Смоленска именовалась Смоленским трактом. По нему ехали караваны русских купцов и скакали на лошадях гонцы, неся царские указы воеводам.

В начале XVII века по Смоленскому тракту двигались на Восток конные отряды польского короля Сигизмунда третьего. Они дошли до Москвы, но продержались в столице недолго. Народные дружины под предводительством Минина и Пожарского гнали поляков обратно по старой смоленской дороге.

В начале позапрошлого века по этой дороге шла многотысячная армия французского императора Наполеона, а позже Смоленский тракт стал свидетелем бегства французских завоевателей.

Немного осталось от тракта в наши дни. Лишь до станции Уваровка с его направлением совпадает автомагистраль М-1 «Беларусь». Дальше Смоленский тракт невидимой змейкой вьётся то справа, то слева, пересекая магистраль в нескольких местах.
Рождение автомагистрали
Современная история дороги начинается с постановления Советского правительства в 1934 году. Было решено построить автомагистраль, которая свяжет Москву со столицей братской республики - городом Минском. Проектирование трассы продолжалось около двух лет.

Дорога должна была стать одной из первых больших советских строек того времени.

Однако такой проект магистрали получился слишком дорогим: в соответствии со сметой, на его реализацию требовалось потратить 1 миллиард советских рублей.

После долгих переработок был принят более скромный вариант, стоимость которого составила «всего» 600 миллионов рублей - без учета стоимости рабочей силы. А она фактически была бесплатной: дорогу строили заключенные.

По проекту протяженность магистрали составляла 695 километров.

Для осуществления этого грандиозного строительства 1 октября 1938 года было создано Управление строительством дороги в городе Вязьме. Было сформировано девять отделений вдоль трассы: в Голицыно, Гжатске, около Вязьмы, в Ярцево, Гнездове, Бобре, Приямине, Борисове и Жодине. Работы велись одновременно на всех отделениях.

На грандиозной стройке было задействовано в общей сложности около 105 тысяч человек. Им предстояло возвести 115 мостов общей длиной более трех километров, в том числе через крупные реки Днепр, Вопь, Бобр, Вязьма, соорудить 627 труб и 9 путепроводов.  Работали здесь и вольнонаемные из окрестных сел и деревень.

Работы осуществлялись практически вручную. Дорожно-строительной техники не хватало. Основными орудиями труда были лопата и одноколесная тачка. В начале строительства в распоряжении рабочих было лишь два с половиной десятка старых тракторов и три экскаватора. Землю подвозили в основном конной тягой на грабарках, а также тачками и на носилках. Рабочий день – по 10-12 часов.

Работники вручную расчищали трассу, корчевали пни, возводили земляное полотно. За неполных три года они перекопали около 20 миллионов кубометров земли - почти столько же, сколько при проведении Беломоро-Балтийского канала.

Искусственные сооружения строили капитального типа: пролётные строения мостов из железобетона и металла, опоры из железобетона и камня, трубы - железобетон и бутовая кладка. Тридцать мостов были построены по индивидуальным проектам.

Уникальным по тем временам был 4-х пролетный мост через реку Днепр. Автором проекта стал инженер М.А. Дикарев, погибший во время войны.
Судьбы войны и дороги слились воедино

Возведение автомагистрали было приостановлено весной 1941 года. ЦК ВКП (б) принял решение о срочном сооружении 256 военно-полевых аэродромов для нужд армии. Заключенных Вяземлаг тут же перевели на западные границы страны. Строительство же автомагистрали Москва - Минск возобновили лишь после Великой Отечественной войны.

В первые же дни войны вдоль дороги развернулись ожесточённые бои между частями Красной Армии и фашистскими войсками, рвавшимися к Москве. Западное направление и автомагистраль Минск - Москва стали центром грандиозного противоборства, в ходе которого отборные войска вермахта старались проложить себе прямой путь на Москву. К октябрю 1941 года почти вся дорога оказалась в руках врага. Однако, уже в декабре 1941 года, когда развернулась Московская битва, гитлеровские войска начали отступать.

Откатываясь на Запад под ударами Красной Армии, враг нанёс огромные разрушения дороге. Почти все искусственные сооружения, мосты, путепроводы были взорваны, подходы к ним заминированы. Дорогу фашисты «рвали» умело, с холодным инженерным расчетом. Взрывные работы на дороге велись таким образом, чтобы максимально затруднить последующий ремонт. Для этого взрывали не только мосты, но и подходы к ним на протяжении 100-150 метров с каждой стороны.  Взрывая дорожные одежды и земляное полотно, вражеские инженеры выбирали для этого такие места, где дорога шла через болота или поймы рек. На отдельных участках, в насыпях полотна дороги, враг устроил подземные штольни, заполненные минами, снарядами, авиабомбами, взрывчаткой.

Общий ущерб, нанесённый дороге в период войны, составил по самым приблизительным оценкам колоссальную сумму – 170 миллионов рублей.  

Восстановление
Восстановительные работы на шоссе начались уже в 1942 году и продолжались вплоть до 1955 года. Восстановление проходило под боевым огнём противника, но работы ни на минуту не останавливались. В апреле 1942 года наши части, действующие вдоль автомагистрали, под натиском превосходящих сил противника временно отступили. На военно-автомобильной дороге Западного фронта, как тогда называли Минское шоссе, в это время семеро воинов-дорожников производили ремонтные работы на мосту через ручей. Они оказались лицом к лицу с врагом. Пилы и топоры пришлось сменить на винтовки. Горстка героев держала врага до тех пор, пока не погиб последний из дорожников. Ныне там установлен обелиск.

В период восстановления были вновь построены мосты через реки Ока и Бобр, проведены масштабные работы по асфальтированию дорожного полотна, построены три АЗС, создано большое количество снегозадерживающих посадок. В итоге к 1956 году вся автомагистраль и подъезды имели асфальтобетонное покрытие.

В 1961 году автомагистраль Москва-Минск была объявлена маршрутом №1 для путешествий иностранных туристов, а несколько позже включена в сеть дорог СЭВ под индексом Е-8. Это потребовало коренной перестройки работы коллектива. Объем работ по капитальному и среднему ремонту возрос более, чем вдвое, а к 1963 году – в три с лишним раза.

В день 20-летия Победы состоялось открытие монумента «Их было 10 тысяч». Его построили на 141-ом километре сотрудники Управления дороги и комсомольцы Можайского района.

Быстро возрастающая интенсивность движения и скорости автомобильного транспорта на подмосковном участке дороги потребовали уширения проезжей части. К началу девятой пятилетки коллектив справился и с этой задачей – движение стало четырёхполосным.
Автомагистраль Москва-Минск - Олимпийский объект

Много замечательных спортивных праздников знала столица. Но игры XXII Олимпиады летом 1980 года в нашей стране проводились впервые.

За четыре года до этого, в 1976 году, приказом Минавтодора СССР был утверждён перечень автомобильных дорог, подлежащих подготовке для обслуживания Олимпийских игр, куда вошла и автомагистраль Москва-Минск.

Основными мероприятиями по подготовке дороги являлись: усиление асфальтобетонного покрытия на 150 километрах дороги, устройство 56 автобусных остановок с автопавильонами, укрепление обочин и установка дорожных знаков. К началу Олимпиады были капитально отремонтированы 279 километров шоссе, установлено 25 километров барьерных ограждений из металлического бруса, 405 километров дороги размечено термопластиком, установлено 10 тысяч светящихся столбиков. Впервые на дороге были установлены Г-образные и П-образные опоры.

По решению Олимпийского комитета на автомагистрали Москва-Минск проходила шоссейная велосипедная гонка на 101 километр. Дорожники и рабочие Одинцовского СМУ за короткое время построили «Старт-финиш» на 23 километре. В канун Олимпиады государственная комиссия приняла Олимпийский объект – автомагистраль Москва – Минск с оценкой «отлично».  

90-ые годы: новые сложные времена

В 1986 году Минавтодором РСФСР было принято решение о реконструкции автодороги Москва - Минск. В основе этой уникальной разработки ученых и специалистов лежала идея сделать дорогу современной, способной принять большой поток автомобилей. От 17-го до 45-го км планировалось десятиполосное движение, по пять в каждую сторону; от 45-го до 83-го км – шестиполосное…Но проекту не суждено было сбыться. Наступили 90-ые года, когда финансирования практически не было. А в это время по дороге устремился поток автомобилей до 30 тысяч единиц в сутки. Из Европы хлынули буквально тысячи тяжеловесных автопоездов с нагрузкой 12-13 тонн на ось. С началом экономических реформ в нашей стране первой приняла нагрузку международная автомагистраль Москва-Минск-Варшава-Берлин-Париж.

Новая жизнь

Новая жизнь у дороги М-1 «Беларусь» началась в двухтысячных.

В конце 2007 года было принято решение о реконструкции трассы, являющейся частью международного транспортного коридора Берлин – Нижний Новгород. Продиктовано оно было, в первую очередь экономической целесообразностью. Поток грузов, перевозимых по дороге автотранспортом из стран Европы, неуклонно растет.  

В июле 2009 года было заключено концессионное соглашение на строительство и последующую эксплуатацию на платной основе автомобильной дороги протяжённостью 18,5 км от МКАД в районе Молодогвардейской транспортной развязки до 33-го км федеральной автомобильной дороги М-1 в обход Одинцова. Это был один из первых инфраструктурных проектов федерального уровня, реализованный в рамках концессии. Обход Одинцова был открыт 26 ноября 2013 года.

На сегодняшний день уже реализуется проект реконструкции трассы М-1 «Беларусь» на участке с 33-го по 84-й км в Московской области.

71 км — монумент «Воинам-Дорожникам» с часовней
Дорожные войска в тяжелейших условиях обеспечивали продвижение военной техники. Об этом напоминает монумент воинам-дорожникам, возведенный отцом и сыном Ковальчуками.
86 км — монумент героини Великой Отечественной Войны Зои Космодемьянской
Первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны.

Зоя Космодемьянская стала одним из символов героизма советского народа в Великой Отечественной войне. Образ Зои Космодемьянской отражён в художественной литературе, публицистике, кинематографе, живописи, монументальном искусстве, музейных экспозициях.
98 км - город Можайск
Древний русский город, возникший у волока с р. Москвы на р. Протву. В ХII-ХIII вв. Можайск был торговым городом, а также выполнял роль крепости, защищавшей Смоленское княжество. История города богата событиями благодаря расположению. Недалеко от Можайска расположено место великого сражения Отечественной войны 1812 года — Бородино. Из памятников архитектуры в городе сохранились остатки строений Лужецкого монастыря, Никольский собор и др.
150 км — часовня, построенная в честь 200-летия московского водопровода у истока реки Москвы в честь иконы Божьей матери (живоносный источник)
Часовня в честь иконы Богоматери «Живоносный источник» была построена на этом месте в 2004-м году в честь 200-летия московского водопровода по проекту архитектора Васнецова. Рядом с часовней через Москву-реку перекинут мостик, но на самом деле она тут едва пробивается сквозь скошенную траву, и перешагнуть через нее можно безо всяких мостов.
172 км — город Гагарин
Далее на север – Клушино – родина первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (в городе Гагарине действует Объединенный Мемориальный музей Ю. А. Гагарина).
227 км – город Вязьма
Старинный русский город расположен в 2 км к югу от дороги в месте слияния рек Вязьмы и Бебери. В летописях упоминается с 1239 года. Из памятников истории и архитектуры в городе сохранились остатки крепостных укреплений и несколько церквей. Наибольшую художественную ценность представляет трехшатровая церковь Одигитрии Смоленской.
334 км – город Смоленск

Один из самых древних городов России. Упоминается в летописях с 863 года. Город был центром славянских племен кривичей, крупным торговым и ремесленным поселением на пути «из варяг в греки». В 882 г. Смоленск вошел в состав Киевской Руси, а с 1126 года стал центром Смоленского княжества. В XV-XVII вв. город находился под властью Литвы, затем – Польши. С 1667 года Смоленск вновь в составе России. Тяжелые испытания выпали на долю Смоленска в годы Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны. 

В числе памятников - Успенский собор (17-18 вв.), церковь Петра и Павла (12 в.), Свято-Троицкий монастырь, Смоленская Крепость, Курган Бессмертия.

176 км – Памятник Великому стоянию на Угре

Памятник посвящен событиям 1480 года. Войска Великого княжества Московского и ордынское войско хана Ахмата готовились к большому сражению после отказа Ивана III платить дань. Но после нескольких попыток врага переправиться через реку и ряда удачных тактических ходов русских ордынцы отказались от битвы. Великий князь Иван III со всем воинством вернулся в Москву, а в Большой Орде началась междоусобица.

В 1980 году во время празднования 500-летия Стояния на Угре на берегу реки в Калужской области был открыт памятник в честь этого знаменательного события.

361 км – Поворот к партизанам

Мемориальный комплекс «Партизанская Поляна» был открыт в конце 60-х годов прошлого века, он находится недалеко от Брянска. Здесь в 1941 году провели сбор партизанских отрядов.

Сам мемориал занимает большую площадь: на его территории расположен музей, посвященный истории партизанского движения, большое количество военной техники. Центральным монументом комплекса является Стена памяти с Вечным огнем.   

371 км – Поворот на Хацунь

Мемориальный комплекс Хацунь – это музей, православная часовня, братская могила погибших жителей, обелиск воинской славы, 28 стел с мемориальными досками, Стена памяти со скульптурной композицией работы Александра Ромашевского. Реконструированный комплекс был открыт 25 октября 2011 года — в день 70-летия хацунской трагедии, когда фашисты расстреляли и сожгли целую деревню.

363 км - с. Пальна-Михайловка. Усадьба Стаховичей
В 15 километрах севернее Ельца в с. Пальна-Михайловка находится усадьба дворянского рода Стаховичей. В 1820 году здесь был построен деревянный усадебный дом в стиле русского классицизма. В 1907 году он сгорел, и вместо него в 1910 году был выстроен каменный, сохранившийся до наших дней. Уцелел усадебный парк, раскинувшийся по обеим сторонам речки Пальны.
375 км - Туристско-рекреационный кластер «Елец»

Туристско-рекреационный кластер расположен в центральной части г. Елец. Елец – единственный город области, внесенный ЮНЕСКО в список 115 городов РФ, имеющих ценные памятники истории и культуры. Город знаменит не отдельными сооружениями и архитектурными ансамблями, а композицией города в целом, как памятник градостроительства XVI-XVII веков. На территории исторического центра находится 226 памятников истории и культуры, из них 90 – регионального и федерального значения.

В городе расположено 13 храмов (10 из которых – действующие), 2 монастыря, почти каждое второе здание в центре города – памятники истории и архитектуры.

375 км - с. Гагарино. Гагаринская стоянка, палеолит
Гагаринская стоянка - единственный верхнепалеолитический памятник, известный в настоящее время в бассейне Верхнего Дона. Раскопки Гагаринской стоянки начаты в 1926 году С. Н. Замятниным с обследований скопления костей, обнаруженных во время хозяйственных земляных работ.
376 км – с. Талица. Казанская церковь
Храм размещается в центре бывшего острога на высоком левом берегу реки Быстрая Сосна. Церковь в Талицах - одна из самых интересных архитектурных загадок Липецкого края. Архаичные формы памятника, постройка по типу «восьмерик на четверике», использование каменных блоков в основании и кладке стен указывают на то, что время закладки храма можно отнести к началу XVII века. Но более всего не дает покоя исследователям шатровое завершение храма. Дело в том, что шатровые завершения на Руси зародились еще в глубокой древности. В конце XVI - начале XVII века шатер стал излюбленной формой покрытия храмов.
380 км – с. Воронец. Церковь во имя Казанской Божией Матери
В период времени от 1766 до 1770 года на месте сгоревшего деревянного храма был построен каменный двухпрестольный - во имя Казанской иконы Божьей Матери и св. Николая. В 1857 – 1861 гг. был расширен пристройкой двух приделов
390 км – с. Бутырки. Церковь Архангела Михаила
Деревянная церковь Михаила Архангела в Ельце была построена в XVII—XVIII веках. Каменная церковь была построена в XVIII—XIX веках. Храм неоднократно перестраивался и дошёл до нас в полуразрушенном состоянии. Храмовая часть церкви выстроена в русско-византийском стиле, колокольня Архангельского храма - в стиле раннего классицизма.
395 км – с. Липовка. Церковь Сергия Радонежского
Первый деревянный храм появился в имении Бехтеевых в 1705 году и посвящён он был покровителю рода Бехтеевых – преподобному Сергию Радонежскому. В 1769 г. Сергей Алексеевич Бехтеев вместо сгоревшего деревянного храма построил ныне существующий каменный храм во имя св. Сергия Радонежского.
401 км – с. Борки. Усадьба Великого князя Андрея Владимировича Романова
Усадьба Борки (Борковский замок) — единственный в Липецкой области памятник архитектуры в английском готическом стиле. Расположена в селе Борки Тербунского района Липецкой области. С 1901 по 1915 годы усадьба принадлежала двоюродному брату императора Николая II Великому князю Андрею Владимировичу Романову.
409 км – с. Паниковец. Церковь Никольская
Деревянная однопрестольная церковь была построена в 1692-1699 стараниями Якова Ивановича Толбузина. С 1807 приписана к Михайло-Архангельской церкви с. Упорой. По сведениям местных жителей, после 1910 обшитое тёсом одноглавое купольное здание с двухъярусной колокольней было заменено кирпичным.
410 км – с. Кашары. Храмовый комплекс
В 1823 году здесь была построена церковь святого Автонома Италийского. Это здание круглое в плане, представляет собой ротонду с колоннами. Рядом возвели колокольню с приделом святого Митрофана Воронежского. Архитектор неизвестен. К концу XIX века храм ветшает. В 1900-1901 годах его отремонтировали, а живописец Шаламов расписал своды.
420 км – г. Задонск.

Задонск – город великих христианских духовных традиций, которые возвели его в ранг общероссийских святынь. Закрепление за городом славы духовного центра – «Русского Иерусалима» – совпало с прославлением святителя Тихона Задонского, соединившего с ним свою судьбу. Задонск является одним из центров паломнического туризма центральной части России.

Основные достопримечательности Задонска: Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, Богородице-Тихоновский (Тюнинский) женский монастырь, Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

457 км – с. Конь-Колодезь. Усадьба Сенявиных
Усадьба прославленных русских флотоводцев и государственных деятелей Сенявиных. Построена во второй половине XVIII-начале XIX века. Предположительно, село было подарено Петром I Н.А. Сенявину, известному вице-адмиралу, отличившемуся во время Северной войны 1700-1721 годов.
397 км – п. Донское. Государственное учреждение культуры «Липецкий областной музей природы» (заповедник «Галичья гора»)
Государственный заповедник в центре Северо-Донского реликтового ботанического района. Памятник природы, ботанический феномен. Расположен на Среднерусской возвышенности в Липецкой области. Крупный региональный научно-исследовательский центр.
399 км - с. Каменка. «Кудыкина гора» – развлекательный сафари-парк
Расположен в Липецкой области, возле деревни Каменка. В парке представлены гигантские оживающие скульптуры, интерактивные инсталляции, воссозданная по древним чертежам крепость и целебные источники с чистейшей водой.
862 км – памятник Труженице-женщине
Памятник Женщинам-колхозницам труженицам тыла установлен на въезде в городе Миллерово. Именно здесь с колхоза в Миллерово и началось движение женщин-механизаторов , которое потом распространилось не только в Ростовской области, но и в других регионах.
885 км – мемориал «Тринадцати Героев Советского Союза»
Создан в память о подвиге 13 гвардейцев 130-го гвардейского стрелкового полка 44-й гвардейской стрелковой дивизии, участвовавших в 1943 году в освобождении Ростовской области. За проявленные мужество и героизм и образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками все тринадцать героев были посмертно представлены к званию Героя Советского Союза и награждены орденами Ленина.
931 км – Каменск-Шахтинский
Расположен на живописном берегу реки Северский Донец. На территории сквера (бывшая площадь имени Щаденко) в 2010 году построен храм Покрова Богородицы. В 50-е годы там снимались некоторые сцены фильмов «Тихий Дон» и «Судьба человека».
1000 км – Шахты
Здесь расположен краеведческий музей угольной промышленности Дона. Характерной деталью городского пейзажа являются терриконы (отвалы горных пород).
1010 км – мемориальный комплекс «Невернувшимся»
Скульптурная композиция «Невернувшимся» открыта в 1975 году к 30-летию Великой Победы. Мемориал не определяет какое-то конкретное место (боя или захоронения), просто апеллирует к народной памяти.

Тема памятника навеяна стихотворением поэта Расула Гамзатова «Журавли», ставшего песней-реквиемом по всем погибшим в войнах. Памятник создан ростовским скульптором Алексеем Харьковым и архитектором Александром Петровым.

С одной стороны дороги на холме – фигура матери, ожидающей своих детей, которые ушли на фронт. С другой стороны дороги на холме на высокой стеле – стая журавлей. Они так и стоят уже много лет, разделенные дорогой.
1056 км – Аксай
Когда-то это была почтовая станция, через которую шла почта на Кавказ и в обратном направлении. Сегодня это уникальный музейный комплекс под названием «Почтовая станция ХIХ века». В экспозиции представлены различные виды повозок: фаэтон, линейка, возки, сани. 1 июня 1820 года, проездом на Кавказ, в станице ночевал А.С. Пушкин. Богат экспонатами военных лет мемориальный комплекс воинской славы, расположенный в «Мухиной балке».
1057 км – Ростов-на-Дону
Город воинской славы, с 13 мая 2000 года - административный центр Южного федерального округа, крупный промышленный культурный и научный центр, морской порт. Расположен на берегах одной из крупнейших рек Европы – Дон (длина 1870 км).
Тверской императорский путевой дворец
Тверской императорский путевой дворец — памятник архитектуры XVIII века, который находится в историческом центре Твери на Соборной площади, между Советской (б. Миллионной) улицей, Староволжским мостом и Городским садом.

Дворец с двумя павильонами был построен в 1764—1766 годах в стиле классицизм с элементами барокко по проекту П. Р. Никитина.
Усадьба Знаменское-Раёк
Знаменское-Раёк — усадьба в Тверской области (Марьинское сельское поселение, Торжокский район), построенная во второй половине XVIII века генерал-аншефом Ф. И. Глебовым.

Сердце усадьбы — церковь Знамения Божьей Матери 1766 года, построенная отцом Ф. И. Глебова, тоже генерал-аншефом Иваном Федоровичем Глебовым. До революции 1917 года в церкви находились родовые иконы Глебовых: Николая Мирликийского Чудотворца и Знамения Божьей Матери, а также несколько икон кисти Боровиковского. В данный момент храм открыт для посещения и нуждается в восстановительных работах.
Старицкое городище
Старицкий кремль — исторический центр древней Старицы, расположен на северо-западной окраине современного города Старица, в Старицком районе Тверской области, на мысу при впадении реки Верхняя Старица в Волгу.

Старица в XII-XIV веках входила в состав тверских земель и в XV-XVI веках стала центром удельного княжества в Московском государстве. Впервые упомянута в летописи под 1297 году: «Срублен бысть городок на Волзе, ко Зубцову, на Старице». При князе Михаиле Александровиче в 1366 году было проведено значительное укрепление Старицкой крепости: был вырыт 178-метровый ров глубиной 7 метров с валом в 4,5 м толщиной и устроен тайный водовод. Площадь городка составляла около 52 тыс. м².
Спасо-Преображенский собор в Торжке
Спасо-Преображенский собор — памятник русского культового зодчества эпохи ампира в городе Торжке Тверской области России. Возведён на берегу реки Тверцы в 1815—1822 годах.

По архитектуре пятикупольное здание с дорическими портиками типично для той эпохи. Рядом с собором в 1841—1842 гг. по проекту И. Ф. Львова была построена перекликающаяся с ним по своему облику одноглавая тёплая церковь входа Господня в Иерусалим. Богослужения в храмах прекращены в 1930 году, вслед за тем была снесена соборная колокольня.
Православный женский монастырь Казанской иконы Божией Матери
Православный женский монастырь Казанской иконы Божией Матери в Вышнем Волочке в Красном Городке на восточной окраине города.

Казанский общежительный монастырь был основан в 1881 году из существовавшей с 1872 года женской общины, основанной на средства князя Павла Путятина. Здесь находилась греческая икона, представлявшая поясное изображение Божией Матери без Богомладенца. После революции 1917 года власти монастырь закрыли, а храмы осквернили — использовали как склады. Позже на территории Казанского монастыря размещалась воинская часть, на месте монастырского кладбища был устроен плац. В 1984 году была украдена святыня монастыря — Андрониковская икона Божией Матери древнего греческого письма.

С 1992 года монастырь стал возрождаться.
Торжокское золотное шитье
Промысел известен с XIII века. Наибольшее развитие получил во второй половине XVIII — первой половине XIX веков. Тогда торжокские мастерицы вышивали головные уборы, кисейные рукава, передники, пояса, сафьяновую обувь, кошельки, детали народного костюма и предметы церковного обихода. Поступали заказы, в том числе, и от императорского двора.

Новгородский кремль
Новгородский кремль расположен на левом берегу реки Волхов. Первое летописное упоминание о нём относится к 1044 году. Является памятником архитектуры федерального значения, охраняется государством.

Стены сооружены из камня и кирпича на известковом растворе. Её толщина 1—2,5 кирпича. Каменная кладка состоит из известняка и булыжника. Толщина крепостных стен в разных частях неодинакова — от 3,6 до 6,5 м. Высота колеблется от 8 до 15 м. Отличительной чертой новгородского Детинца было строительство надвратных церквей. В возведении надвратных храмов Детинца главная роль принадлежала новгородским архиепископам, а князья в строительстве уже не участвовали. В настоящее время большая часть стен, реставрированных в 1950—1960 гг. под руководством А. В. Воробьева, имеет облик XV в.
Мемориальный комплекс «Линия обороны»
Находится в 4 км к востоку от Великого Новгорода на правом берегу реки Малый Волховец в районе Синего моста. Авторы проекта архитекторы В. Мельников, А. Сайковский, художники — Е. Сущеня, В. Бабиков.

Комплекс состоит из пяти основных элементов: центральной стелы, стоящего на пьедестале танка Т-34, противотанковых ежей, бетонных надолб пирамидальной формы и 76-миллиметрового орудия.

На центральной стеле установлены геральдические символы из металла, символизирующие преемственность поколений в былых и недавних подвигах народа. Ниже — надпись: «На этом рубеже в августе 1941 г. было остановлено продвижение гитлеровских войск. 795 дней и ночей сдерживали натиск врага воины Волховского фронта». Севернее стелы выстроен наклонный постамент.
Мемориальный комплекс «Мясной Бор»
Деревня Мясной Бор вошла в историю Великой Отечественной войны как «Долина смерти». Здесь в 1942 году попала в окружение и была практически полностью уничтожена 2-я Ударная армия Волховского фронта. Тысячи солдат, преданные командованием, пытались прорвать немецкое окружение и полегли в окружающих деревню болотах.
Национальный парк «Валдайский»
Образован 17 мая 1990 года с целью сохранения уникального озёрно-лесного комплекса Валдайской возвышенности и создания условий для развития организованного отдыха в этой зоне.

Список археологических памятников включает 82 объекта — древние стоянки (VII–VI вв. до н. э.), городища, селища, сопки, курганы. Здесь находится 9 памятников садово-паркового искусства — старинные усадьбы с парками, 22 ценнейших памятника архитектуры и деревянного зодчества XVII–XIX вв.
Мост Белелюбского
Мост Белелюбского — стальной арочный мост над рекой Мста в Боровичах, соединяющий Торговую и Спасскую стороны города. Построен в 1905 году по проекту профессора Петербургского института путей сообщения Н. А. Белелюбского.
Озеро Селигер
Озеро Селигер начинает встречаться под именем Серегер в русских летописях в XII–XIII веках.

Название озера Селигер (также форма др.-рус. Серегѣръ) скорее всего прибалтийско-финского происхождения, однако конкретная его этимология остаётся предметом споров. А. Л. Погодин и поддержавший его А. И. Попов утверждали, что название восходит к фин. Selkäjärvi «высоко расположенное озеро». Я. Калима и М. Фасмер возводят название озера к фин. Särkijärvi "плотвяное озеро"
Старая Русса
Старая Русса — город в Новгородской области России. Является городом областного значения и административным центром Старорусского муниципального района и городского поселения город Старая Русса.
Николо-Пешношский мужской монастырь
Мужской монастырь Московской областной епархии Русской православной церкви, расположенный в Дмитровском районе Московской области в 6 км к северо-востоку от Рогачёва в посёлке Луговом на реке Яхроме при впадении в неё речки Пешношки.
Спасо-Влахернский женский монастырь
Основан как женская монашеская община в 1852 году в имении Головиных. В 1861 году община преобразована в Спасо-Влахернский монастырь.

При открытии в монастыре было шесть сестёр во Христе, к 1914 году число насельниц составляло около 300.
В 1922 году монастырь был закрыт, во время Великой Отечественной войны разрушен и до конца XX века оставался в руинах.
Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского
В 1916 году по завещанию брата композитора Модеста Ильича Чайковского, дом, выкупленный им первоначально на имя слуги композитора Алексея Софронова, а затем перепроданный племяннику Чайковского Владимиру Давыдову, перешёл в ведение Московского отделения Русского музыкального общества с условием, что он будет сохранён и будет поддерживаться.
В 1921 году музей был национализирован большевиками.

Музей сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Документальные кадры последствий разграбления дома-музея немецкими войсками представлены в советском фильме «Разгром немецких войск под Москвой».
Музей-заповедник «Дмитровский кремль»
Дмитровское укрепление, согласно летописи, основано как пограничная крепость князем Юрием Долгоруким на месте более древнего славянского поселения в 1154 году. Город получил своё название в честь рождённого здесь сына Долгорукого — Дмитрия, будущего князя Всеволода Большое Гнездо. Сохранившийся вал длиной 990 метров и высотой от 7 до 9 метров создан, по данным археологии, в период с середины XII по конец XIII века.

Крепость как минимум семь раз разрушалась противником: сожжена киевским князем Святославом в 1181 году, разорена монголо-татарскими войсками Батыя в 1238, Дюденя в 1293, Тохтамыша в 1382 и Едигея в 1408 годах, а в 1373 г. разрушена тверским князем Михаилом Александровичем. В 1610 году деревянный кремль сожжён войсками Сапеги и Лисовского и больше не восстанавливался в связи с утратой крепостью оборонительного значения.
Жостовская фабрика декоративной росписи
Русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
Крепость Копорье
Крепость Копорье — памятник русского средневекового оборонительного зодчества — находится на юго-западе Ленинградской области, на краю Ижорской возвышенности, в селе Копорье. Крепость расположена в 12 км к югу от Финского залива и занимает небольшую площадку высокого скального мыса.
Государственный музей-заповедник «Гатчина»
В 1765 году Екатерина II выкупила Гатчинскую мызу (будущий город Гатчина) у князя Бориса Александровича Куракина и подарила её своему фавориту графу Григорию Григорьевичу Орлову в благодарность за организацию дворцового переворота 1762 года, в результате которого она стала императрицей. 30 мая 1766 года на территории мызы началось строительство Гатчинского дворца.

Для разработки проекта дворца Григорий Орлов совместно с Екатериной II пригласили итальянского архитектора Антонио Ринальди. Его проект удачно сочетал в себе элементы русской загородной усадьбы и английского охотничьего замка.
Ладожское озеро
В древнерусской Несторовой летописи XII века упоминается как «озеро великое Нево», несомненна связь с названием реки Нева (также ср. фин. neva «болото, трясина»). В древних скандинавских сагах и договорах с ганзейскими городами озеро именуют Альдога.

С начала XIII века входит в обиход название Ладожское озеро, образованное от названия города Ладога, в свою очередь получившего название по одноимённому притоку в низовьях реки Волхов, от фин. alodejoki — «река в низкой местности»
Финский залив
Название известно с 1730-х годов, по народу, населяющему северное побережье залива.

В 1737—1793 годах одновременно существовало наименование Кронштадтский залив.

С первой четверти XIX века для части залива восточнее острова Котлин параллельно бытует иронично-пренебрежительное наименование Маркизова лужа. По распространённой версии, «присвоено» моряками Балтийского флота по титулу морского министра в 1811—1828 годах маркиза И. И. Траверсе, ограничившего плавание флота только этим районом
Выборг
Выборг, основанный в Средние века шведами, с 2010 года является единственным историческим поселением на территории Ленинградской области. До 1940 года это был второй по величине город Финляндии.

Среди достопримечательностей — Выборгский замок, библиотека Алвара Аалто, парк Монрепо. Всего в Выборге сосредоточено более 300 различных памятников: архитектурных, исторических, скульптурных, археологических, садово-паркового искусства. С марта 2010 года — «Город воинской славы».
Ивангород
Ивангород был основан весной 1492 года московским князем Иваном III Васильевичем и назван в его честь — согласно русским летописям: «повелением великого князя Ивана Васильевича заложиша град на немецком рубеже, против Ругодива города немецкого. На Нарове, на Девичьей горе на Слуде, четвероуголен и нарече ему имя Иванград»

Город расположен на правом (восточном) берегу реки Нарва (Нарова) напротив эстонского города Нарва, в 147 км к западу от Санкт-Петербурга.
Снижение транспортной нагрузки на существующую сеть Московского транспортного узла
Эффективное скоростное автодорожное сообщение между районами Подмосковья
Повышение инвестиционной привлекательности региона
Создание новой экономической инфраструктуры, включая дополнительные рабочие места
Повышение безопасности движения за счет перераспределения автомобильных потоков и целого комплекса средств дорожного обустройства
Высокое качество обслуживания пользователей автодорог – площадки отдыха, помощь водителям в пути
Система взимания платы без шлагбаумов и без снижения скорости автомобилей «Свободный поток», круглосуточный мониторинг ситуации на дороге, видеокомплексы и станции метеонаблюдения
Бережное отношение к природе – шумозащитные экраны, очистные сооружения, экодуки и зверопереходы для лесных животных
Контроль дорожного движения
Круглосуточный мониторинг дорожной обстановки в современных ситуационных центрах
Автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД)
Интеллектуальное управление транспортными потоками, новейшие системы видеонаблюдения и метеорологического обеспечения
Электронные табло переменной информации
Оперативное информирование водителей об изменениях дорожной ситуации
Мониторинг содержания дорог
Оснащение всей дорожной техники бортовыми терминалами ГЛОНАСС/GPS для контроля маршрута движения машин и фактического времени выполнения работ
Служба аварийных комиссаров
Безвозмездная помощь водителям в случае аварии или любой другой нештатной ситуации на платной дороге
Единый номер вызова помощи на платных участках трасс
*2323 круглосуточно для всех регионов России
Терминалы экстренной связи
Для связи с дежурным оператором платной дороги в случае поломки машины или любых других чрезвычайных обстоятельств
Разнообразие форм оплаты проезда
Возможность выбора удобного способа оплаты: наличными, картой или с помощью транспондера
Безостановочный проезд через пункты взимания платы
Взимание платы в электронном режиме для владельцев транспондеров
Мультифункциональные зоны дорожного сервиса
Предоставление полного пакета услуг для автомобилистов, включая АЗС, центры обслуживания и ремонта автомобилей, пункты питания, отдыха и прочие услуги.
Сокращение времени в пути
Разрешенная скорость на платных участках – до 130 км/час
Комфорт и безопасность движения
На платных участках минимум две полосы в каждую сторону, встречные потоки разделены, нет перекрестков, светофоров и наземных пешеходных переходов
Более 800 км скоростной автомобильной дороги
Почти 350 искусственных сооружений
6,5 часов времени в пути от Москвы до Казани
Повышение безопасности движения за счет перераспределения транспортных потоков и комплекса средств дорожного обустройства
Безвозмездная помощь службы аварийных комиссаров
Система взимания платы без шлагбаумов и без снижения скорости «Свободный поток»
Экологические мероприятия – строительство экопереходов, очистных сооружений, шумозащитных экранов и т.д.
Создание новой экономической инфраструктуры, включая дополнительные рабочие места