М-1 «Беларусь»: дорога славы и героического прошлого
Дорога М-1 «Беларусь» - старейшая в нашей стране. Она протянулась на несколько сотен километров от столицы нашей страны к её западной окраине. Дорога берет начало на пересечении Можайского шоссе и МКАД и доходит до государственной границы с Белоруссией, обходя древние русские города Можайск, Гагарин (ранее Гжатск), Вязьму, Дорогобуж, Ярцево и Смоленск.  
На месте старого Смоленского тракта
В пору царствования Ивана Грозного город Смоленск был пограничным городом. Его тогда называли «Ключ-городом», то есть ключом от государства российского. В это время гужевая дорога до Смоленска именовалась Смоленским трактом. По нему ехали караваны русских купцов и скакали на лошадях гонцы, неся царские указы воеводам.

В начале XVII века по Смоленскому тракту двигались на Восток конные отряды польского короля Сигизмунда третьего. Они дошли до Москвы, но продержались в столице недолго. Народные дружины под предводительством Минина и Пожарского гнали поляков обратно по старой смоленской дороге.

В начале позапрошлого века по этой дороге шла многотысячная армия французского императора Наполеона, а позже Смоленский тракт стал свидетелем бегства французских завоевателей.

Немного осталось от тракта в наши дни. Лишь до станции Уваровка с его направлением совпадает автомагистраль М-1 «Беларусь». Дальше Смоленский тракт невидимой змейкой вьётся то справа, то слева, пересекая магистраль в нескольких местах.
Рождение автомагистрали
Современная история дороги начинается с постановления Советского правительства в 1934 году. Было решено построить автомагистраль, которая свяжет Москву со столицей братской республики - городом Минском. Проектирование трассы продолжалось около двух лет.

Дорога должна была стать одной из первых больших советских строек того времени.

Однако такой проект магистрали получился слишком дорогим: в соответствии со сметой, на его реализацию требовалось потратить 1 миллиард советских рублей.

После долгих переработок был принят более скромный вариант, стоимость которого составила «всего» 600 миллионов рублей - без учета стоимости рабочей силы. А она фактически была бесплатной: дорогу строили заключенные.

По проекту протяженность магистрали составляла 695 километров.

Для осуществления этого грандиозного строительства 1 октября 1938 года было создано Управление строительством дороги в городе Вязьме. Было сформировано девять отделений вдоль трассы: в Голицыно, Гжатске, около Вязьмы, в Ярцево, Гнездове, Бобре, Приямине, Борисове и Жодине. Работы велись одновременно на всех отделениях.

На грандиозной стройке было задействовано в общей сложности около 105 тысяч человек. Им предстояло возвести 115 мостов общей длиной более трех километров, в том числе через крупные реки Днепр, Вопь, Бобр, Вязьма, соорудить 627 труб и 9 путепроводов.  Работали здесь и вольнонаемные из окрестных сел и деревень.

Работы осуществлялись практически вручную. Дорожно-строительной техники не хватало. Основными орудиями труда были лопата и одноколесная тачка. В начале строительства в распоряжении рабочих было лишь два с половиной десятка старых тракторов и три экскаватора. Землю подвозили в основном конной тягой на грабарках, а также тачками и на носилках. Рабочий день – по 10-12 часов.

Работники вручную расчищали трассу, корчевали пни, возводили земляное полотно. За неполных три года они перекопали около 20 миллионов кубометров земли - почти столько же, сколько при проведении Беломоро-Балтийского канала.

Искусственные сооружения строили капитального типа: пролётные строения мостов из железобетона и металла, опоры из железобетона и камня, трубы - железобетон и бутовая кладка. Тридцать мостов были построены по индивидуальным проектам.

Уникальным по тем временам был 4-х пролетный мост через реку Днепр. Автором проекта стал инженер М.А. Дикарев, погибший во время войны.
Судьбы войны и дороги слились воедино

Возведение автомагистрали было приостановлено весной 1941 года. ЦК ВКП (б) принял решение о срочном сооружении 256 военно-полевых аэродромов для нужд армии. Заключенных Вяземлаг тут же перевели на западные границы страны. Строительство же автомагистрали Москва - Минск возобновили лишь после Великой Отечественной войны.

В первые же дни войны вдоль дороги развернулись ожесточённые бои между частями Красной Армии и фашистскими войсками, рвавшимися к Москве. Западное направление и автомагистраль Минск - Москва стали центром грандиозного противоборства, в ходе которого отборные войска вермахта старались проложить себе прямой путь на Москву. К октябрю 1941 года почти вся дорога оказалась в руках врага. Однако, уже в декабре 1941 года, когда развернулась Московская битва, гитлеровские войска начали отступать.

Откатываясь на Запад под ударами Красной Армии, враг нанёс огромные разрушения дороге. Почти все искусственные сооружения, мосты, путепроводы были взорваны, подходы к ним заминированы. Дорогу фашисты «рвали» умело, с холодным инженерным расчетом. Взрывные работы на дороге велись таким образом, чтобы максимально затруднить последующий ремонт. Для этого взрывали не только мосты, но и подходы к ним на протяжении 100-150 метров с каждой стороны.  Взрывая дорожные одежды и земляное полотно, вражеские инженеры выбирали для этого такие места, где дорога шла через болота или поймы рек. На отдельных участках, в насыпях полотна дороги, враг устроил подземные штольни, заполненные минами, снарядами, авиабомбами, взрывчаткой.

Общий ущерб, нанесённый дороге в период войны, составил по самым приблизительным оценкам колоссальную сумму – 170 миллионов рублей.  

Восстановление
Восстановительные работы на шоссе начались уже в 1942 году и продолжались вплоть до 1955 года. Восстановление проходило под боевым огнём противника, но работы ни на минуту не останавливались. В апреле 1942 года наши части, действующие вдоль автомагистрали, под натиском превосходящих сил противника временно отступили. На военно-автомобильной дороге Западного фронта, как тогда называли Минское шоссе, в это время семеро воинов-дорожников производили ремонтные работы на мосту через ручей. Они оказались лицом к лицу с врагом. Пилы и топоры пришлось сменить на винтовки. Горстка героев держала врага до тех пор, пока не погиб последний из дорожников. Ныне там установлен обелиск.

В период восстановления были вновь построены мосты через реки Ока и Бобр, проведены масштабные работы по асфальтированию дорожного полотна, построены три АЗС, создано большое количество снегозадерживающих посадок. В итоге к 1956 году вся автомагистраль и подъезды имели асфальтобетонное покрытие.

В 1961 году автомагистраль Москва-Минск была объявлена маршрутом №1 для путешествий иностранных туристов, а несколько позже включена в сеть дорог СЭВ под индексом Е-8. Это потребовало коренной перестройки работы коллектива. Объем работ по капитальному и среднему ремонту возрос более, чем вдвое, а к 1963 году – в три с лишним раза.

В день 20-летия Победы состоялось открытие монумента «Их было 10 тысяч». Его построили на 141-ом километре сотрудники Управления дороги и комсомольцы Можайского района.

Быстро возрастающая интенсивность движения и скорости автомобильного транспорта на подмосковном участке дороги потребовали уширения проезжей части. К началу девятой пятилетки коллектив справился и с этой задачей – движение стало четырёхполосным.
Автомагистраль Москва-Минск - Олимпийский объект

Много замечательных спортивных праздников знала столица. Но игры XXII Олимпиады летом 1980 года в нашей стране проводились впервые.

За четыре года до этого, в 1976 году, приказом Минавтодора СССР был утверждён перечень автомобильных дорог, подлежащих подготовке для обслуживания Олимпийских игр, куда вошла и автомагистраль Москва-Минск.

Основными мероприятиями по подготовке дороги являлись: усиление асфальтобетонного покрытия на 150 километрах дороги, устройство 56 автобусных остановок с автопавильонами, укрепление обочин и установка дорожных знаков. К началу Олимпиады были капитально отремонтированы 279 километров шоссе, установлено 25 километров барьерных ограждений из металлического бруса, 405 километров дороги размечено термопластиком, установлено 10 тысяч светящихся столбиков. Впервые на дороге были установлены Г-образные и П-образные опоры.

По решению Олимпийского комитета на автомагистрали Москва-Минск проходила шоссейная велосипедная гонка на 101 километр. Дорожники и рабочие Одинцовского СМУ за короткое время построили «Старт-финиш» на 23 километре. В канун Олимпиады государственная комиссия приняла Олимпийский объект – автомагистраль Москва – Минск с оценкой «отлично».  

90-ые годы: новые сложные времена

В 1986 году Минавтодором РСФСР было принято решение о реконструкции автодороги Москва - Минск. В основе этой уникальной разработки ученых и специалистов лежала идея сделать дорогу современной, способной принять большой поток автомобилей. От 17-го до 45-го км планировалось десятиполосное движение, по пять в каждую сторону; от 45-го до 83-го км – шестиполосное…Но проекту не суждено было сбыться. Наступили 90-ые года, когда финансирования практически не было. А в это время по дороге устремился поток автомобилей до 30 тысяч единиц в сутки. Из Европы хлынули буквально тысячи тяжеловесных автопоездов с нагрузкой 12-13 тонн на ось. С началом экономических реформ в нашей стране первой приняла нагрузку международная автомагистраль Москва-Минск-Варшава-Берлин-Париж.

Новая жизнь

Новая жизнь у дороги М-1 «Беларусь» началась в двухтысячных.

В конце 2007 года было принято решение о реконструкции трассы, являющейся частью международного транспортного коридора Берлин – Нижний Новгород. Продиктовано оно было, в первую очередь экономической целесообразностью. Поток грузов, перевозимых по дороге автотранспортом из стран Европы, неуклонно растет.  

В июле 2009 года было заключено концессионное соглашение на строительство и последующую эксплуатацию на платной основе автомобильной дороги протяжённостью 18,5 км от МКАД в районе Молодогвардейской транспортной развязки до 33-го км федеральной автомобильной дороги М-1 в обход Одинцова. Это был один из первых инфраструктурных проектов федерального уровня, реализованный в рамках концессии. Обход Одинцова был открыт 26 ноября 2013 года.

На сегодняшний день уже дан старт реализации проекта реконструкции трассы М-1 «Беларусь» на участке с 33-го по 84-й км в Московской области.

86 км — монумент героини Великой Отечественной Войны Зои Космодемьянской
Первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны.

Зоя Космодемьянская стала одним из символов героизма советского народа в Великой Отечественной войне. Образ Зои Космодемьянской отражён в художественной литературе, публицистике, кинематографе, живописи, монументальном искусстве, музейных экспозициях.
150 км — часовня, построенная в честь 200-летия московского водопровода у истока реки Москвы в честь иконы Божьей матери (живоносный источник)
Часовня в честь иконы Богоматери «Живоносный источник» была построена на этом месте в 2004-м году в честь 200-летия московского водопровода по проекту архитектора Васнецова. Рядом с часовней через Москву-реку перекинут мостик, но на самом деле она тут едва пробивается сквозь скошенную траву, и перешагнуть через нее можно безо всяких мостов.
71 км — монумент «Воинам-Дорожникам» с часовней
Дорожные войска в тяжелейших условиях обеспечивали продвижение военной техники. Об этом напоминает монумент воинам-дорожникам, возведенный отцом и сыном Ковальчуками.
172 км — город Гагарин
Далее на север – Клушино – родина первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (в городе Гагарине действует Объединенный Мемориальный музей Ю. А. Гагарина).
227 км – город Вязьма
Старинный русский город расположен в 2 км к югу от дороги в месте слияния рек Вязьмы и Бебери. В летописях упоминается с 1239 года. Из памятников истории и архитектуры в городе сохранились остатки крепостных укреплений и несколько церквей. Наибольшую художественную ценность представляет трехшатровая церковь Одигитрии Смоленской.
334 км – город Смоленск

Один из самых древних городов России. Упоминается в летописях с 863 года. Город был центром славянских племен кривичей, крупным торговым и ремесленным поселением на пути «из варяг в греки». В 882 г. Смоленск вошел в состав Киевской Руси, а с 1126 года стал центром Смоленского княжества. В XV-XVII вв. город находился под властью Литвы, затем – Польши. С 1667 года Смоленск вновь в составе России. Тяжелые испытания выпали на долю Смоленска в годы Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны. 

В числе памятников - Успенский собор (17-18 вв.), церковь Петра и Павла (12 в.), Свято-Троицкий монастырь, Смоленская Крепость, Курган Бессмертия.

98 км - город Можайск
Древний русский город, возникший у волока с р. Москвы на р. Протву. В ХII-ХIII вв. Можайск был торговым городом, а также выполнял роль крепости, защищавшей Смоленское княжество. История города богата событиями благодаря расположению. Недалеко от Можайска расположено место великого сражения Отечественной войны 1812 года — Бородино. Из памятников архитектуры в городе сохранились остатки строений Лужецкого монастыря, Никольский собор и др.