Возведение автомагистрали было приостановлено весной 1941 года. ЦК ВКП (б) принял решение о срочном сооружении 256 военно-полевых аэродромов для нужд армии. Заключенных Вяземлаг тут же перевели на западные границы страны. Строительство же автомагистрали Москва - Минск возобновили лишь после Великой Отечественной войны.
В первые же дни войны вдоль дороги развернулись ожесточённые бои между частями Красной Армии и фашистскими войсками, рвавшимися к Москве. Западное направление и автомагистраль Минск - Москва стали центром грандиозного противоборства, в ходе которого отборные войска вермахта старались проложить себе прямой путь на Москву. К октябрю 1941 года почти вся дорога оказалась в руках врага. Однако, уже в декабре 1941 года, когда развернулась Московская битва, гитлеровские войска начали отступать.
Откатываясь на Запад под ударами Красной Армии, враг нанёс огромные разрушения дороге. Почти все искусственные сооружения, мосты, путепроводы были взорваны, подходы к ним заминированы. Дорогу фашисты «рвали» умело, с холодным инженерным расчетом. Взрывные работы на дороге велись таким образом, чтобы максимально затруднить последующий ремонт. Для этого взрывали не только мосты, но и подходы к ним на протяжении 100-150 метров с каждой стороны. Взрывая дорожные одежды и земляное полотно, вражеские инженеры выбирали для этого такие места, где дорога шла через болота или поймы рек. На отдельных участках, в насыпях полотна дороги, враг устроил подземные штольни, заполненные минами, снарядами, авиабомбами, взрывчаткой.
Общий ущерб, нанесённый дороге в период войны, составил по самым приблизительным оценкам колоссальную сумму – 170 миллионов рублей.
Много замечательных спортивных праздников знала столица. Но игры XXII Олимпиады летом 1980 года в нашей стране проводились впервые.
За четыре года до этого, в 1976 году, приказом Минавтодора СССР был утверждён перечень автомобильных дорог, подлежащих подготовке для обслуживания Олимпийских игр, куда вошла и автомагистраль Москва-Минск.
Основными мероприятиями по подготовке дороги являлись: усиление асфальтобетонного покрытия на 150 километрах дороги, устройство 56 автобусных остановок с автопавильонами, укрепление обочин и установка дорожных знаков. К началу Олимпиады были капитально отремонтированы 279 километров шоссе, установлено 25 километров барьерных ограждений из металлического бруса, 405 километров дороги размечено термопластиком, установлено 10 тысяч светящихся столбиков. Впервые на дороге были установлены Г-образные и П-образные опоры.
По решению Олимпийского комитета на автомагистрали Москва-Минск проходила шоссейная велосипедная гонка на 101 километр. Дорожники и рабочие Одинцовского СМУ за короткое время построили «Старт-финиш» на 23 километре. В канун Олимпиады государственная комиссия приняла Олимпийский объект – автомагистраль Москва – Минск с оценкой «отлично».
В 1986 году Минавтодором РСФСР было принято решение о реконструкции автодороги Москва - Минск. В основе этой уникальной разработки ученых и специалистов лежала идея сделать дорогу современной, способной принять большой поток автомобилей. От 17-го до 45-го км планировалось десятиполосное движение, по пять в каждую сторону; от 45-го до 83-го км – шестиполосное…Но проекту не суждено было сбыться. Наступили 90-ые года, когда финансирования практически не было. А в это время по дороге устремился поток автомобилей до 30 тысяч единиц в сутки. Из Европы хлынули буквально тысячи тяжеловесных автопоездов с нагрузкой 12-13 тонн на ось. С началом экономических реформ в нашей стране первой приняла нагрузку международная автомагистраль Москва-Минск-Варшава-Берлин-Париж.
Новая жизнь у дороги М-1 «Беларусь» началась в двухтысячных.
В конце 2007 года было принято решение о реконструкции трассы, являющейся частью международного транспортного коридора Берлин – Нижний Новгород. Продиктовано оно было, в первую очередь экономической целесообразностью. Поток грузов, перевозимых по дороге автотранспортом из стран Европы, неуклонно растет.
В июле 2009 года было заключено концессионное соглашение на строительство и последующую эксплуатацию на платной основе автомобильной дороги протяжённостью 18,5 км от МКАД в районе Молодогвардейской транспортной развязки до 33-го км федеральной автомобильной дороги М-1 в обход Одинцова. Это был один из первых инфраструктурных проектов федерального уровня, реализованный в рамках концессии. Обход Одинцова был открыт 26 ноября 2013 года.
На сегодняшний день уже реализуется проект реконструкции трассы М-1 «Беларусь» на участке с 33-го по 84-й км в Московской области.
Один из самых древних городов России. Упоминается в летописях с 863 года. Город был центром славянских племен кривичей, крупным торговым и ремесленным поселением на пути «из варяг в греки». В 882 г. Смоленск вошел в состав Киевской Руси, а с 1126 года стал центром Смоленского княжества. В XV-XVII вв. город находился под властью Литвы, затем – Польши. С 1667 года Смоленск вновь в составе России. Тяжелые испытания выпали на долю Смоленска в годы Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны.
В числе памятников - Успенский собор (17-18 вв.), церковь Петра и Павла (12 в.), Свято-Троицкий монастырь, Смоленская Крепость, Курган Бессмертия.