М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань

Реализация мероприятий по строительству скоростной автомобильной дороги М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань предусмотрена в рамках федерального проекта «Европа – Западный Китай» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года
794
км
Общая протяженность от Москвы (пересечение с Северо-восточной хордой) до Казани
1А - 1Б
Категория
4
Число полос
2024
год
Завершение строительства

Строительство М-12 осуществляется в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2018 № 204 с целью строительства и модернизации российских участков автомобильных дорог, относящихся к международному транспортному маршруту «Европа – Западный Китай» (МТМ ЕЗК).

Формирование бесшовной опорной сети скоростных автомобильных дорог соответствует основным принципам, заложенным в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 207-р.





Новая скоростная дорога М-12:

  • позволит разгрузить одно из наиболее напряженных направлений в стране – федеральную дорогу М-7 «Волга», сократить количество ДТП в коридоре Москва – Казань и повысить безопасность движения;
  • свяжет крупнейшие региональные центры и агломерации (Московская, Владимирская, Нижегородская области, республики Чувашия и Татарстан) с сетью скоростных автомобильных дорог европейской части России (М-11 «Нева», ЦКАД, М-3 «Украина», М-1 «Беларусь», М-4 «Дон»);
  • обеспечит значительный макроэкономический эффект (около 2,4 трлн рублей), который формируется за счет объединения в зоне 8-часовой доступности регионов, продукция которых тяготеет к перевозкам автомобильным транспортом;
  • позволит уже в первый год эксплуатации привлечь до 70 млн тонн внутреннего грузопотока за счет двукратного сокращения времени в пути между перспективными центрами экономического роста;
  • будет способствовать появлению новых рабочих мест. Уже на этапе строительства М-12 планируется создать около 80 тысяч новых рабочих мест и еще до пяти тысяч – на этапе эксплуатации дороги;
  • обеспечит рост туристического потока между крупнейшими культурными центрами страны и откроет новые туристические направления за счет увеличения пропускной способности благодаря строительству новой дороги, повышения скорости движения, безопасности и качества автомобильных поездок. Так, например, маршрут из Москвы до Казанского кремля займет около 7 часов пути, а добраться до Нижегородского кремля можно будет за 4 часа;
  • за счет дополнительного оборота в туристической отрасли окажет прямой эффект на ВВП благодаря генерации дополнительной прибыли, амортизации и налогов, созданию рабочих мест. Кумулятивный эффект увеличения турпотока составляет 114 млрд рублей и 5-7 тысяч новых рабочих мест;
  • обеспечит высокий уровень комфорта пользователей. Трасса будет оснащена не только площадками для отдыха, но и полноценными объектами придорожного сервиса с парковками, ресторанами и гостиничными комплексами. Строительство и ввод зон придорожного сервиса в эксплуатацию предполагается поэтапно, с учетом спроса пользователей автомобильной дороги на предлагаемые услуги –18 МФЗ в период до 2024 года и 16 МФЗ до 2026 года. В совокупности с работой службы аварийных комиссаров, движение по скоростной трассе представляет собой качественно новый инфраструктурный продукт.
Ожидаемый эффект от реализации проекта формирования международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай» на территории Российской Федерации
Социально-экономический эффект
Влияние на развитие промышленных кластеров
Эффект в регионах
Влияние на безопасность дорожного движения

Социально-экономический эффект на ВВП (рассчитан кумулятивно с момента начала его реализации на 30-летний период с учетом инфлирования и дисконтирования):

  • удельный прирост ВВП на 1 рубль вложенных инвестиций – 2,43;
  • количество рабочих мест в отраслях-потребителях затрат – 40-50 тысяч;
  • количество новых рабочих мест в новых отраслях – 75-85 тысяч;
  • общий интегральный экономический эффект на ВВП за период 2015-2045 гг. – более 2 450 млрд рублей;
  • прямой бюджетный эффект (в первую очередь представляющий собой прямые поступления в виде налогов и сборов) – порядка 600 млрд рублей;
  • общий эффект от реализации Проекта на ВРП субъектов – 1,12 трлн рублей.

В непосредственной зоне прохождения российской части МТМ ЕЗК проживает более 45 млн человек, а с учётом всех территорий, входящих в зону тяготения МТМ ЕЗК, данная цифра возрастает до 62 млн (примерно 40% от всего населения России). По паритету покупательной способности — это регионы со средним и высоким доходом, валовый региональный продукт на душу населения составляет здесь от 15 до 25 тысяч долларов, что обеспечивает высокий потенциал для будущего спроса на услуги данной автомагистрали.

Проведенные транспортно-экономические исследования показывают, что маршрут МТМ ЕЗК привлечет с момента ввода в эксплуатацию к 2025 году 70 млн тонн внутреннего грузопотока.

В развитии автомобильных перевозок особую заинтересованность испытывают предприятия, производящие в первую очередь продукцию высоких переделов: потребительские товары, автомобили и автокомпоненты, электронное и промышленное оборудование, продукцию машиностроения, изделия из пластмасс и цветных металлов.

Таким образом, реализация проекта МТМ ЕЗК должна являться существенным стимулом в развитии данных отраслей, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью. В зоне тяготения дороги эти отрасли составляют:

  • 70% автомобильной промышленности России;
  • 50% аэрокосмической и оборонной промышленности России;
  • 40% металлургии;
  • 30% машиностроения и приборостроения;
  • 25% переработки нефти, химии, нефтехимии и газохимии, производства минеральных удобрений России;
  • 20% производства продуктов питания и сельского хозяйства России.

Ожидаемый общий эффект на ВРП субъектов в зоне прохождения МТМ ЕЗК составит около 2,4 трлн рублей на период до 2045 года, при этом прямой бюджетный эффект (в первую очередь, представляющей собой прямые поступления в виде налогов и сборов) составит порядка 600 млрд рублей. А экономия на транспортно-логистических услугах рассматривается как источник дополнительного инвестиционного ресурса существующих промышленных компаний.

Предлагаемая трассировка участка Москва – Казань с ответвлением на Екатеринбург станет новой планировочной осью важнейших субъектов Российской Федерации, объединяя сложившиеся крупнейшие агломерации (Московскую, Нижегородскую, Казанскую, Самарско-Тольяттинскую) с новыми точками экономического роста, которые при реализации имеющегося потенциала способны обеспечить стабильный темп прироста ВВП на уровне не менее 3%.

С точки зрения распределения социально-экономического эффекта по регионам, наибольший эффект в абсолютных значениях ожидается в Республике Татарстан, Нижегородской и Самарской областях. Это связано, в первую очередь, с непосредственным прохождением МТМ ЕЗК по территории данных регионов (или в непосредственной близости) и инвестициями в строительство, развитием существующей промышленности и появлением новых промышленных кластеров.

Наибольший эффект на ВВП оказывает развитие промышленности в зоне МТМ ЕЗК, включающее в себя развитие новых производств и отраслевой мультипликативный эффект. Следующий по значимости эффект создается за счет строительства и последующей эксплуатации.
Регионы-бенефициары, получающие наибольший социально-экономический эффект после возникновения МТМ ЕЗК:

  • Нижегородская область – 156 млрд рублей;
  • Республика Татарстан – 146 млрд рублей;
  • Самарская – 141 млрд рублей.

Еще одним важным моментом с точки зрения общего эффекта, оказываемого на экономику в целом, является необходимость обеспечения высокого уровня загрузки для производственных мощностей в сфере дорожного строительства. Так, активная стадия строительства первых участков МТМ ЕЗК – 2021-2022 гг., на этот же период приходится ввод в эксплуатацию таких крупных объектов, как Центральная кольцевая автомобильная дорога в Московской области.

Значительные объемы высвободившихся людских ресурсов и строительных мощностей в виде техники и оборудования будет целесообразно продолжить использовать и привлекать на отдельных участках строительства коридора, что позволит сохранить конкуренцию на внутреннем рынке автодорожного строительства и обеспечит должную занятость и загрузку производственных мощностей.

Строительство новой автомобильной дороги по одному из самых загруженных направлений в стране приведет к оттоку трафика с федеральных трасс М-7 «Волга» и М-5 «Урал» и позволит обеспечить исполнение Указа Президента РФ № 204 в части снижения смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом – до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тысяч населения (к 2030 году - стремление к нулевому уровню смертности).

В качестве примера может быть рассмотрена трасса М-11 «Нева». Благодаря вводу в эксплуатацию новой автомобильной дороги было зафиксировано снижение показателя смертности в коридоре между Москвой и Санкт-Петербургом в два раза, а к 2030 году ожидается падение смертности в результате ДТП в 3-5 раз.