16 Августа 2013

Президент РФ провел совещание, посвященное ускоренной реализации проекта ЦКАД

Центральная кольцевая автомобильная дорога будет построена ускоренными темпами к 2018 году. Механизмы реализации проекта обсуждались  12 августа на совещании «О реализации проектов развития транспортной инфраструктуры Москвы и Московской области», которое провел Президент России Владимир Путин.

«К 2018 году центральное кольцо должно стать современной, удобной транспортной магистралью, важным участком межрегионального сообщения и международных транспортных «коридоров», востребованным как для участников экономической деятельности, так и для граждан», - заявил Президент на совещании. «Как вы помните, на Экономическом форуме в Петербурге я выделил в своё время строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги в числе трёх ключевых направлений для возможного расходования средств Фонда национального благосостояния. Добавлю, что проект строительства центральной кольцевой дороги уже достаточно серьёзно проработан, в программе развития госкомпании «Автодор» на его реализацию заложены солидные ресурсы», - отметил он. Президент также подчеркнул важность своевременного подключения к ЦКАД федеральной и региональной дорожной сетей, необходимость тщательного расчета  справедливого размера платы за проезд по новой автодороге, и особо выделил вопросы выкупа земель при реализации проекта: «Необходимо жёстко пресекать любые спекуляции и любые коррупционные схемы, попытки раздуть смету и под шумок нажиться на перепродаже земли», - заявил глава государства.
    
Врио Мэра Москвы Сергей Собянин сообщил участникам совещания, что столичное правительство и Министерство Транспорта РФ по поручению Президента России согласовали сроки реконструкции практически всех «вылетных магистралей». «Чтобы ЦКАД дала максимальную эффективность, помимо строительства самой ЦКАД нужно к этим же срокам подтягивать реконструкцию «вылетных магистралей». Тогда это будет полный эффект, 100-процентный», отметил он.

В свою очередь, Врио Губернатора Московской области Андрей Воробьев в своем выступлении отметил, что самыми эффективными с экономической точки зрения являются третий и четвертый пусковой комплексы ЦКАД в силу своей максимальной загруженности. «Очень хотелось бы, чтобы третий и четвёртый участки у нас были в приоритете или одновременно как-то реализовывались», - заявил Андрей Воробьев.

Министр транспорта России Максим Соколов сообщил, что проект строительства ЦКАД характеризуется «высокой степенью технической, финансовой и юридической проработки»:  проектно-сметная документация утверждена государственной экспертизой, разработана документация для реализации проекта на основе механизмов государственно-частного партнёрства, в том числе - включая бизнес-планирование, транспортную, финансовую модели и проекты концессионных соглашений. Начались работы по подготовке территории строительства на севере ЦКАД в границах третьего пускового комплекса.

Максим Соколов также ознакомил участников совещания с предложениями Минтранса РФ по ускорению реализации проекта: завершить строительство полного кольца ЦКАД (339 км) осенью 2018 года, при этом построив параллельно существующему малому бетонному кольцу 290 км ЦКАД и реконструировав 50 км существующей «малой бетонки».  Министр сообщил, что организационно-правовая и финансовая модель этого проекта согласована с профильными министерствами и ведомствами, а также с ведущими российскими финансовыми институтами. Данная модель предполагает направление средств Фонда национального благосостояния на замещение недостающего финансирования, которое предусмотрено текущей программой деятельности «Автодора». «Всего по предлагаемой схеме этот общий объём финансирования должен составить примерно 300 миллиардов рублей. За счёт средств Фонда национального благосостояния – 150 миллиардов, как и планировалось, за счёт средств федерального бюджета – 74 миллиарда, и за счёт средств частных инвесторов – 76 миллиардов рублей, то есть фактически четверть от общей суммы», - заявил глава Минтранса. Он также сообщил, что в качестве возвратности или обеспечения возвратности средств Фонда национального благосостояния предусматривается выпуск корпоративных облигаций госкомпании «Автодор», которые полностью соответствуют нормативным требованиям в отношении гарантий возвратности средств фонда. Источниками этого возврата будут выступать доходы от сбора платы за проезд по автомобильной дороге.

«Мы считаем, что проект качественный, хорошо проработанный, и его финансовая модель соответствует тем требованиям, которые должны быть предъявлены к финансированию из средств Фонда национального благосостояния: хорошая правовая основа, концессионные соглашения, понятная экономика», - заявил на совещании Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев.

Генеральный директор Российского Фонда Прямых Инвестиций Кирилл Дмитриев сообщил, что РФПИ готов, совместно с «двумя ведущими суверенными фондами мира» привлечь в проект ЦКАД до 60 млрд. руб. «Здесь есть доходность для частных инвесторов", - сказал глава РФПИ.

По словам Алексея Улюкаева, данная сумма является минимальной: "Мне кажется, есть возможность даже большего привлечения средств инвестора, следовательно, мы можем рассматривать вопрос об экономии бюджетных средств или манёврах средств Фонда национального благосостояния. В любом случае относительно первоначальных проектировок возникает по той программе, которую «Автодор» разработал, 91 миллиард сэкономленных средств, которые могут быть направлены различным эффективным способом».