Федеральная дорога М-12 «Восток» дала импульс развитию новых технологий в строительстве

Научно-техническое сопровождение инновационных технологий при строительстве федеральной дороги М-12 «Восток» стало основной темой обсуждения на первом в этом году заседании Научно-технического совета (НТС) Государственной компании «Автодор». Своим опытом в части внедрения новых технологий и проведенных научных исследований поделились представители ФАУ «РОСДОРНИИ», АО «Дороги и Мосты», ООО «Мастерская мостов», ПАО «Северсталь».

Участники заседания отметили, что в рамках строительства М-12, в связи с большой протяженностью дороги и сжатыми сроками реализации, решались не только локальные вопросы строительства. Были выработаны новые научно-технические решения, направленные на оптимизацию процессов строительства, исследование дорожных одежд и возведение искусственных сооружений, а также импортозамещение. Кроме того, отмечена эффективность научно-технического сопровождения разработки проектной документации и строительства.

Во время возведения на М-12 вантового моста через реку Оку в районе города Мурома, при строительстве пилона впервые была применена технология бетонирования методом скользящей опалубки. В рамках проектирования этого мостового перехода Техническим советом Госкомпании «Автодор» было предложено внедрить вышеуказанную технологию с одновременным научно-техническим сопровождением. Рабочая группа по импортозамещению вантовых систем, организованная Государственной компанией, при участии проектных и научных организаций, производителей элементов вантовых систем, занималась разработкой полностью отечественной продукции.

Технологии непрерывного бетонирования были применены при строительстве искусственных сооружений через Осипов Овраг и реку Свиягу на 7 этапе строительства М-12. Пролеты заливали на весу с помощью специального агрегата.

Благодаря организации научно-технического сопровождения, оптимизированы решения при прокладке дороги по карстовым участкам. В целях укрепления основания дороги на ряде из них было произведено устройство моста в грунте, смонтирована контрольно-оповестительная система с сенсорами деформации и температуры. 

На самом протяженном мостовом переходе М-12 – мосту через реку Волгу установлены шаровые опорные части, оснащенные датчиками для проведения мониторинга усилий, передаваемых на сооружение, и перемещения элементов конструкции. Эти данные обеспечат необходимый набор статистики и позволят прогнозировать сроки службы опорных частей мостового перехода.

Представители ФАУ «Росдорнии» на заседании НТС рассказали о результатах испытаний различных конструкций дорожных одежд с помощью симулятора колесной нагрузки «ЦИКЛОС» на испытательном полигоне в рамках проекта М-12. Они в сжатые сроки позволяют оценить их долговечность.

В докладе ПАО «Северсталь» подробно затронута тема о разработках новых сортов стали для армирования и применения в строительстве мостовых переходов, которые за счет более высокой прочности позволят снизить объем применяемого металла и массу самой конструкции.