27 Июля 2012

Интенсивность дорожного движения на платных участках автомобильных дорог Государственной компании «Автодор» увеличилась в 2012 году на 20%-30%

Интенсивность дорожного движения на платных участках автомобильных дорог Государственной компании «Автодор» увеличилась в 2012 году на 20%-30%.
На дорогах, находящихся в доверительном управлении Государственной компании «Автодор», на настоящий момент действует два платных участка:
участок км 48 – км 71 автомобильной дороги М-4 «Дон», Московская область (с 15 мая работает в тестовом режиме без взимания платы);
участок км 414 – км 464 автомобильной дороги М-4 «Дон», Липецкая область (работает в режиме взимания платы с 6 декабря 2010 года).

I. Рост интенсивности движения транспортных средств:
Платный участок км 414 – км 464
В 2012 году на участке км 414 – км 464 (Липецкая область) наблюдался значительный прирост интенсивности движения транспортных средств по сравнению с предыдущим годом. Так, в первом полугодии 2011 года по участку прошло около 2 миллионов транспортных средств, а в 2012 году за тот же период участком воспользовалось более 2,5 миллионов автомобилистов. Общий рост интенсивности движения автомобилей за первые 6 месяцев 2012 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 26%. Для сравнения - средний показатель годового роста дорожного трафика в мировой практике составляет 3-5%.
Сравнительный анализ структуры транспортного потока показывает, что основная доля транспортных средств на участке приходится на автомобили третьей категории (большегрузные автомобили), поток которых вырос на 54%, в то время как интенсивность движения легковых автомобилей увеличилась на 20%. Столь высокий рост интенсивности движения объясняется высокой привлекательностью для пользователей автомобильной дороги М-4 «Дон» с учетом следующих факторов. 
Новый формат дороги обеспечивает комфортные условия движения: разделение транспортных потоков, высокая скорость, обход большинства населенных пунктов. Анализ прошлогодних показателей интенсивности движения транспортных средств показал, что произошло перераспределение транспортных потоков с автомобильных дорог М-2 «Крым» и М-6 «Каспий». Приток автомобилей с прилегающих трасс составил порядка 20% (для автомобилей III категории).
Немаловажную роль в росте интенсивности движения на участке в Липецкой области сыграл фактор повышения лояльности пользователей к платным автомобильным дорогам (привыкание к взиманию платы за проезд).
Наконец, за последние годы осуществлено строительство и ввод в эксплуатацию обходов большинства населенных пунктов, расположенных по основному ходу автомобильной дороги. Таким образом, автомобильная дорога М-4 «Дон» фактически является кратчайшим транспортным коридором, связывающим Центральные регионы России с регионами Черноземья, Северного Кавказа, черноморским побережьем и портами Российской Федерации.
Платный участок км 48 – км 71
Структура транспортного потока и показатели интенсивности движения транспортных средств на платном участке в Московской области отличаются от подобных показателей на участке в Липецкой области. Так, доля легковых автомобилей является преобладающей и составляет 84% от всего трафика. Платный участок в Подмосковье отличается значительным ростом потока транспортных средств в праздничные и выходные дни (в пятницу и субботу – в область, а в воскресенье - в Москву). Подобное «маятниковое движение» связано с тем, что основную часть транспортного потока составляют жители Москвы и области, направляющиеся на дачные участки к месту отдыха или на работу в город. Для сравнения, на участке в Липецкой области прирост трафика в выходные дни по отношению к будням превышает 25%, а на платном участке в Московской области –100%.
За период тестовой эксплуатации данного участка среднесуточная интенсивность движения транспортных средств выросла с 50 тыс. автомобилей в сутки (показатели за май) до 65 тыс. автомобилей в сутки (показатели за  июль), прирост транспортного потока за летние месяцы превысил 20%.
Таким образом, Государственная компания приняла решение о продлении тестовой эксплуатации платного участка для проведения дополнительных работ по оптимизации системы взимания электронных платежей, обеспечения бесперебойности ее работы при пиковых нагрузках. Пользователи автомобильной дороги также получили дополнительное время для привыкания к взиманию платы за проезд на этом участке автомобильной дороги.

II. Запланированные Государственной компанией мероприятия:
Комплексное обустройство для последующей эксплуатации на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон»
Платный участок км 48 – км 71
Государственная компания в рамках работ по комплексному обустройству для последующей эксплуатации на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» предусмотрела возможность увеличения количества полос для движения транспорта на пунктах взимания платы данного участка. Рассматривается пять вариантов проектных решений, которые позволят увеличить количество полос для движения транспорта в одном направлении с 10 до 12 и/или 14. Реализация указанных решений (в случае положительного заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России») запланирована на 2013г.
Платный участок км 416 – км 464
В рамках комплексного обустройства для последующей эксплуатации на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" предусмотрено устройство дополнительных полос движения транспортных средств (по две полосы в каждом направлении) для каждого пункта взимания платы на существующем платном участке. После реализации предусмотренных мер количество полос движения на пунктах взимания платы будет осуществлено по схеме 8+8, что обеспечит более высокую пропускную способность. Указанные работы планируется осуществить до конца 2012 года.
 Кроме этого, для уменьшения существующей на сегодняшний день нагрузки, пункты взимания платы на км 416 и км 460 уже оборудованы двумя временными пропускными пунктами каждый.
Помимо этого Государственная компания «Автодор» рассматривает несколько вариантов тарифной сетки, введение которой позволит повлиять на выбор пользователем времени, когда дорога менее загружена.
Внедрение электронных средств оплаты за проезд
С целью увеличения пропускной способности пунктов взимания платы, активно внедряются электронные средств оплаты за проезд. Они обеспечивают проезд транспортного средства через пункт взимания платы с наименьшими временными затратами (безостановочно – при использовании транспондера), экономя время и повышая комфорт движения пользователей платного участка.
Уже сегодня электронные средства оплаты за проезд можно приобрести в центрах продаж и обслуживания пользователей, расположенных на 51-м и 71-м километрах трассы М-4 «Дон». Государственная компания ведет дополнительную работу по совершенствованию способов оплаты за проезд (оплата банковскими картами) и расширению возможностей пополнения лицевых счетов владельцев транспондеров (пополнение счетов через банкоматы, терминалы оплаты).
Введение электронного сбора платы будет осуществлено одновременно на всех платных участках Государственной компании.
Вводимые новые платные участки М-4 «Дон»
На 2013 год Государственной компанией запланировано введение в эксплуатацию на платной основе следующих участков:
обход г. Богородицка (км 225,6 – км 260);
обход г. Ефремова ( км 287 – км 321);
обход с.  Яркино ( км 330,8 – км 355);
обход г. Ельца ( км 355 – км 414,7).

III. Применяемый Государственной компанией подход к эксплуатации автомобильных дорог на платной основе
В соответствии с общепринятой мировой практикой платную эксплуатацию дорог осуществляют операторы автомобильных дорог. Подобная практика учтена и современным российским законодательством, определяющим оператора автомобильной дороги в качестве лица, ответственного за обеспечение содержания и ремонта дороги, а также оказывающего услуги по организации проезда транспортных средств по таким автомобильным дорогам. 
В конце 2011 года Государственной компанией по результатам открытого международного конкурса было заключено первое в истории России долгосрочное операторское  соглашение на содержание, ремонт и эксплуатацию на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» (км 225 – км 633) (Секция 2) с Обществом с ограниченной ответственностью «Объединенные Системы Сбора Платы» (ООО «ОССП»).
Одним из учредителей совместной компании ООО «ОССП» является  Kapsch TrafficCom Russia. Компания Kapsch является всемирно признанным разработчиком и поставщиком интеллектуальных транспортных систем. Указанный международный опыт будет использован Государственной компанией при модернизации оборудования и программного обеспечения систем управления дорожным движением на участках Секции 2 (км 225 – км 633) автомобильной дороги М-4 «Дон».
Предполагаемая Государственной компанией система управления соответствует общепринятой международной практике и предусматривает наиболее оптимальную и сбалансированную секционную систему управления автомобильной дорогой по следующей схеме: один центр управления на каждые 400 – 450 км. Это позволяет наиболее оптимальным образом контролировать и организовывать дорожное движение.

За дополнительной информацией обращаться:
Руководитель пресс-службы Государственной компании «Автодор»
Екатерина Варенова
Тел. : +7 (495) 727-11-95 (31-10)
Моб.: +7 (905) 749-79-11
e.varenova@russianhighways.ru