Центральный пункт управления ЦКАД может стать основой единой интеллектуальной транспортной системы России

Базой для консолидированного управления подключенных транспортных средств, которые будут идти по транспортным коридорам внутри России, планируется сделать Центральный пункт управления Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД). Этот центр интеллектуальной транспортной системы был открыт 11 ноября 2020 года в Московской области. Сбор информации в едином узле позволит сэкономить на развертывании обособленных центров управления на других федеральных трассах, существенно сократит расходы при создании интеллектуально-транспортной инфраструктуры в России. 

Вслед за инновационной интеллектуально-транспортной системой (ИТС), реализованной на ЦКАД, развитие современных информационных систем на автомобильном транспорте получит и северное направление транспортного коридора России – трасса А-181 «Скандинавия». Она является самым коротким путем из Санкт-Петербурга до границы с Финляндией. Выбор данного полигона для испытания и создания транспортных информационных систем и контроля передвижения автотранспорта обусловлен сложными метеорологическими условиями северного направления и высокой интенсивностью движения транспорта. На данный момент Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) ведет реконструкцию этой трассы. Для безопасности и комфорта автомобилистов идет расширение проезжей части, возведение путепроводов. Кроме того, проводится установка элементов ИТС – оборудования обработки и передачи телеметрической информации на основе технологий мобильного широкополосного беспроводного доступа (МШБД). Это позволит в реальном времени вести динамическую обработку данных о движении транспорта, в том числе предиктивно определить возможные риски, которые могут возникнуть для автомобилистов.

Например, организация и координация движения транспорта в зависимости от ситуации на дороге, немедленное оповещение и информирование участников дорожного движения о ДТП, аварийном состоянии инфраструктуры, сломавшемся автомобиле и его местоположении. Система сможет управлять элементами транспортной инфраструктуры, вести мониторинг состояния и перемещения опасных, негабаритных грузов, участвовать в управлении движением транспортного средства, в том числе беспилотного.

Оборудование МШБД необходимо, чтобы устанавливать связь с автомобилями с помощью придорожных станций, осуществлять обмен информацией по радиоканалу между RSU (станции сбора и передачи информации от подключенных устройств в зоне видимости) и OBU (бортовой модуль, поддерживающий передачу данных в сетях беспроводного широкополосного доступа), в том числе, получать актуальные данные от транспортных средств и дорожной инфраструктуры, обмениваться информацией с подключенными устройствами, поддерживающими передачу данных в организованной интеллектуально-транспортной архитектуре. Например, современные бортовые устройства автомобилей смогут принимать видео о событиях, происходящих на дороге, с других бортовых устройств, подключенных к интеллектуальной транспортной инфраструктуре. На первом этапе реализации ИТС будет работать 24 базовых станции RSU (зона обслуживания 18 км).