Регионы готовы синхронизировать развитие своей дорожной сети с планами по строительству скоростных магистралей

Государственная компания «Автодор» на конференции «Развитие транспортной инфраструктуры: курс на эффективность» на Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ-21) представила свое видение развития сети скоростных автомобильных дорог до 2030 года и горизонтом планирования до 2035 года – связь Урала с Краснодарским краем, Золотое кольцо, продление скоростной сети на восток. Реализация этих проектов двукратно увеличит общую протяженность сети автомобильных дорог в доверительном управлении Госкомпании (к 2035 году). Госкомпания ведет синхронизацию своих планов с регионами. 
Эти инфраструктурные проекты планируются к реализации в рамках всех доступных контрактных форм, определенных законодательством Российской Федерации (концессионные соглашения, долгосрочные инвестиционные соглашения, операторские соглашения, договоры подряда) и являются лидером на российском рынке ГЧП проектов в дорожной отрасли.
Для управления проектами в Госкомпании используется портфельный подход, применяются различные источники финансирования – как собственные средства, так и заемное финансирование, средства ФНБ, госгарантии. Стоит отметить, что проекты Госкомпании финансируются за счет внебюджетных источников не только на инвестиционной стадии, но и на эксплуатационной. В итоге объем внебюджетного финансирования на всем жизненном цикле проекта превышает 50%. 
Автодор рассматривает комбинированный вариант финансирования будущих инвестиционных соглашений. В начале реализации проекта, когда риск для инвестора довольно высок, применять более высокую ставку, а на эксплуатационной стадии, когда риски проекта существенно ниже, проекта – более низкую. Такой подход планируется внедрять в дальнейшей практике. 
Говоря о планах по привлечению инвестиций на ближайшую перспективу, в портфеле Государственной компании широкая линейка проектов разной стоимости, сроков реализации и масштаба. В частности, М-12 Москва - Нижний Новгород – Казань, Казань – Екатеринбург (стоимость строительства оценивается в объеме до 260 млрд. рублей, из которых до 130 млрд. рублей будет привлечено за счет средств ФНБ). Помимо этого, в работе такие проекты, как реконструкция М-1 «Беларусь» (33 км –84 км), М-3 «Украина» (65 км –124 км), строительство обхода г. Твери. 
Для реализации этих проектов будет активно привлекаться внебюджетное финансирование как с использованием апробированных инструментов привлечения фондирования, так и новых для Государственной компании инструментов.
Крупнейшие инвестиционные проекты развития инфраструктуры обладают существенными мультипликативными эффектами в связанных отраслях, что служит одним из драйверов роста экономики (таких как ЦКАД, М-12 Москва–Нижний Новгород– Казань).
В результате реализации мероприятий по развитию сети скоростных автомобильных дорог Государственной компании скоростными автомобильными дорогами будет охвачено 44 региона Российской Федерации, где проживает 75% населения страны, и на долю которых приходится 72% общероссийского ВРП, будут созданы возможности для «подключения» к сети более удаленных регионов. 
Уже созданы и будут в дальнейшем создаваться десятки тысяч рабочих мест для людей, занятых на создании и эксплуатации дорожной инфраструктуры, а также на обслуживании сопутствующей инфраструктуры (многофункциональные зоны сервиса, площадки отдыха, линии связи и т.д.).
На данный момент в управлении Госкомпании более 1769 км платных участков дорог. Уже третий год к ряду фиксируется ежегодный прирост как грузовых автомобилей, так и легковых на этой сети. Это отражает востребованность и спрос услуги платных дорог в России.